Posted 21 февраля 2013,, 21:17

Published 21 февраля 2013,, 21:17

Modified 14 декабря 2023,, 16:03

Updated 14 декабря 2023,, 16:03

Забытый Ямал. Часть первая. Города

21 февраля 2013, 21:17
Летом прошлого года правительство ЯНАО утвердило границы территорий, которые считаются культовыми у коренных жителей региона. Три сакральных места — левый берег реки Сеяха, а также малопривычные русскому уху Ламзенто-се и Тарезнзъяха-хэхэ — вписали в нормативно-правовые акты, придав этим местам особый юридический статус. Теперь там нельзя ничего строить, проводить геологоразведочные работы и даже рубить кустарник. Однако это капля в море — «мест силы» на Ямале более семисот. Правда, все они в той или иной мере сталкиваются с антропогенной нагрузкой. Выживут ли они под давлением цивилизации, разбирался корреспондент Муксун.fm.

Для большинства приезжих Ямал — это редкие города и промышленные поселки. Однако за пределами урбанизированных и индустриальных территорий, сдавшихся на милость современной цивилизации, начинается совершенно другой мир. Когда внимательно знакомишься с преданиями местных народов, кажется, что вся жизнь ненцев наполнена удивительным, сияющим чудом. Под сопками, что виднеются на горизонте, живут карлики «сихиртя» — они крадут детей и разводят гигантских земляных оленей. На «большой воде» обитает речной старик Явмал Ирико, покровитель и защитник людей, а на Белом острове расположилось капище бога Сэро Ирико — сурового стража главной богини.

Отличаются и памятные даты. Например, христианский Ильин день — один из главных праздников ненцев. «Каждый год 2 августа мы идем на реку отмечать священный праздник Таер яля, — рассказывает мне сотрудник центра национальных культур Надыма, ненка Серафима Анугуричи. — Там мы общаемся с богами и просим, чтобы они принесли благополучие ненецкому народу. Там, на реке, есть специальное место, где наши предки веками приносили жертвы духам. Для того, чтобы не потерять эту связь с покровителями нашего народа, мы и стараемся сохранить капища и культовые сооружения. Это позволяет нам не забывать свою собственную культуру и традиции».

Здесь, на Севере, русская и ненецкая истории находятся в равной степени забвения. Ямал буквально пронизан капищами, таинственными полуразрушенными городами и затерянными в тайге и тундре истлевшими идолами. Какие-то объекты хорошо известны коренным жителям, археологам и историкам, некоторые изучены плохо, а иные и вовсе преданы окончательному забвению. Мода на культурную идентичность возвращается, но на фоне гремящих на всю страну южноуральского Аркаима и старинных храмов Тобольска у многих создается впечатление, будто жизнь на Ямале зародилась лишь в середине XX века, в эпоху промышленного освоения. Газовый фонтан заслонил от обывателя крайне интересную, многовековую историю региона. В силу ряда причин, в том числе экономических, борьба за памятники седой древности ведется очень избирательно. В первую очередь защищают самые значительные объекты. Не всегда, правда, получается.

Так, под угрозой исчезновения остается знаменитое городище у берега реки Надым. Его история довольно туманна, но сам объект представляет колоссальную ценность для специалистов. Долгие годы городище, расположенное в шестидесяти километрах от административного центра Надымского района, удивляло только охотников и рыболовов – надымские старожилы до сих пор рассказывают байки той поры. Однако в конце девяностых объект наконец-то заинтересовал археологов, и в район предполагаемого города была снаряжена первая экспедиция.

Раскопки показали, что место действительно интересное. В XVI-XVIII веках здесь стояло необычное поселение – плотно прижатые друг к другу дома, в которых под одной крышей ютилось до нескольких сотен человек. Издалека такие постройки напоминали скорее холмы, нежели место, где живут люди. Город, идеально замаскированный от посторонних взглядов.

- Участок берега протоки в месте расположения поселения не имеет особых ограничений естественными формами микрорельефа. По всей видимости, в основе планировочной организации городка лежат принцип ориентировки по сторонам света, а именно по летнему ходу солнца (с юго-востока на северо-запад), и мифологические представления о верхе и низе (верховья реки, направление течения). На таком принципе могло быть основано функциональное зонирование и территории террасы, и всего жилого комплекса, - пишет в своем исследовании археолог Олег Кардаш, потративший годы на изучение надымского городка.

В процессе работы, ученые пришли к еще более удивительным выводам. Возможно, Надымское городище – это своеобразный пиратский поселок, жители которого промышляли разбоем и грабежами. А нападали «речные разбойники» преимущественно на торговые суда, идущие к Обской губе.

Причастность жителей Надымского городища к деятельности полярных пиратов подтверждается многими фактами. Место для города выбрано неслучайно: Надым был значимой судоходной артерией, неподалеку проходили торговые пути в «золотоносную» Мангазею. Кроме того, настораживает и строительный материал, из которого были скроены жилища. При тщательном анализе выяснилось, что это не что иное, как корабельная обшивка, которой обивали суда того времени. Кроме того, в вечной мерзлоте археологи обнаружили и другие артефакты - сетчатые подвески, предположительно относящиеся к XI-XII векам (ранее такие находили лишь на раскопках Древнего Новгорода), подковы, ключи и замки от сундуков… В общей сложности – тысячи артефактов. Так что версия о пиратском поселке весьма вероятна.

Немало заинтересовала ученых и религия жителей городища. Помимо различных хозяйственно-бытовых приспособлений, в поселении обнаружили жертвенное место для костра, вокруг которого в несколько рядов были выложены черепа убитых оленей. Но больше всего шума наделала маленькая статуэтка «рогатого духа». Ее нашли научные сотрудники музея истории и археологии Надыма. Идол символизирует рождение, смерть и последующую судьбу человека: после смерти человек уходит под землю, потом становится пауком, а затем по ветвям деревьев подбирается к небесной оси, превращаясь в звезду. Но пока исследователям не до конца понятны предназначение странных зарубок по бокам фигурки, ее необычная символика и форма. Есть мнение, что «рогатый дух» служил помощником шамана — с его помощью камлающий мог выбраться из «нижнего мира» и по лестнице из зарубок достичь «мира верхнего». С этим и многим другим еще предстоит разобраться.

Но разобраться можно и не успеть. Городок постепенно разрушается природой. Его подтачивает русло реки Надым. То, что археологи успели обнаружить его – большая удача, лет через двадцать этого могло бы и не произойти. Если в ближайшее время не построить комплекс защитных сооружений, городище попросту снесет рекой, утверждают сотрудники ООО «НПО «Северная археология-1».

- С каждым годом городище все больше проваливается в реку. Для того, чтобы его спасти, необходимо провести колоссальные инженерные работы, на это потребуется очень много сил и средств, - делится старший научный сотрудник ООО «НПО «Северная археология-1» Мария Усолкина. – Однажды мы уже провели беспрецедентную кампанию по спасению объекта, укрепили берег реки. Но этого мало, и необходимо либо досконально изучить городище и реконструировать, либо организовать комплексную инженерную работу на объекте, иначе его смоет в реку. Правда, после смены руководства в Надымском районе администрация заинтересовалась проблемой - так что есть все шансы, что археологический памятник удастся сохранить.

Так кого же подстерегали жители пиратского поселения, укрывшись в своем городе-холме? По мнению многих историков, объектом их повышенного интереса могли стать суда, которые направлялись в Мангазею - еще один объект сакральной географии Ямала. Этот город, ориентировочно расположившийся в районе рек Пур и Таз, по праву считался настоящей столицей Заполярья. Известно, что свое название поселение получило в честь местного племени ненцев. В начале XVII века там находились крепость, 200 домов, две церкви, гостиный двор с двадцатью торговыми лавками, хлебные, соляные и пороховые магазины, винный подвал, два питейных дома. В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками.

Еще до освоения этих земель русскими это была богатейшая страна со своей собственной самобытной культурой и развитым промыслом. Считается, что именно о ней писал автор «Повести временных лет» в 1096 году в «Сказании о полуночном царстве». Кроме того, очертания Мангазеи нанесены на карты знаменитого английского дипломата Антона Дженкинсона, который в XVI веке делал несколько отчаянных попыток составить самую подробную карту России. Кстати, по некоторым данным, именно Дженкинсон назвал эту страну «златокипящей» - пушнина, которая ценилась на вес золота, здесь наличествовала в избытке.

Централизованное освоение «Полуночного царства» началось в 1600 году, когда Борис Годунов направил сюда сотню стрельцов и казаков. Однако по пути они подверглись нападению «воровской самояди» и чуть было не потеряли весь отряд убитыми, но как-то сумели добраться до реки и заложить острог. Впоследствии им на помощь выслали более крупный отряд, и с тех самых пор началось активное строительство города, которое продолжалось около двадцати лет.

Во времена расцвета Мангазеи в заполярье, невзирая на лютую стужу, собиралось несколько тысяч купцов одновременно. По объёмам ясачного сбора Мангазейский уезд опережал все сибирские города: только в 1629 году, в Москву было отправлено 4500 собольих шкурок стоимостью около 5 000 рублей. В этот же год в казну поступил так называемый десятинный налог «мягкой рухлядью» (пушниной), собранный с мангазейских купцов и промышленников, на огромную по тем временам сумму более 10 000 рублей.

Подъем быстро сменился упадком: уже в 1677 году Мангазею покинул последний человек. Город был забыт, и его точное местонахождение долго не удавалось установить. До сих пор в академической среде ведутся споры: что же послужило подлинной причиной такого забвения, и какую все-таки роль играл этот загадочный город? Был ли он простым перевалочным пунктом для продажи мехов, или люди там оседали надолго? Все это предстоит еще выяснить.

Продолжение - здесь.

"