Posted 28 ноября 2014,, 15:43

Published 28 ноября 2014,, 15:43

Modified 3 августа 2022,, 23:50

Updated 3 августа 2022,, 23:50

Якутия перетянула палку

28 ноября 2014, 15:43
В Якутске в эти дни громко стартует первый чемпионат мира по мас-рестлингу. За медали готовы биться около двухсот спортсменов со всех континентов. И политическая ситуация, и тридцатиградусные морозы не останавливают атлетов почти сорока стран – Индии и США, Швеции и Белоруссии, Японии, Бразилии, Молдовы и других. Вопрос: почему все это происходит в Якутске, а не в Ханты-Мансийске или Салехарде? Все дело в конкуренции за северную экзотику.

Удивительно, но этот ажиотаж – вокруг, казалось бы, незатейливого состязания, можно сказать – забавы. Мас-рестлинг (mas-wrestling) – международное название традиционного якутского соревнования по перетягиванию палки (мас тардыhыы), а сам термин – такой якуто-англоязычный «гибрид» из «мас»-палки и «wrestling»/борьбы.

Корни «мас тардыhыы» уходят глубоко в века, но мировое признание этот вид национальной физической активности резко получил в последние два-три года. Результат, однако, закономерный и заслуженный – именно к нему Якутия, стратегически верно определив направление, продвигалась более двадцати лет.

Создание Ассоциации национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт» (1992 год), включение этих видов в систему физвоспитания школьников и студентов, формирование особой научно-педагогической школы, основание Центра национальных видов спорта им. В. Манчаары (2004), Закон Республики Саха (Якутия) «О физической культуре и спорте» с главой про национальные виды спорта (2009), единый ежегодный календарь соревнований, присуждение республиканских званий мастеров и почетных мастеров спорта по национальным видам спорта, фандрайзинг и медиа-кампании – всего сделанного и не перечислить.

Характерно, что первую – организующую – роль в данной работе играли скорее представители якутской политической элиты, чем спортивного сообщества. Отсюда, видимо, масштабность и системность подхода.

Сегодня в республике сформирован культ национальных видов спорта – мас-рестлинга, борьбы хапсагай, якутских прыжков. Что само по себе достойно подражания в других краях и областях нашего отечества. Но еще более достоин изучения и освоения опыт Якутии в популяризации и распространении своих видов спорта на всероссийском и мировом уровнях.

Федерация мас-рестлинга России была создана в 2002 году, в следующем году его ввели во Всероссийский реестр видов спорта (до последнего времени из четырех зарегистрированных здесь национальных видов спорта три были якутскими), а с 2005-го регулярно проводятся чемпионаты страны. География чемпионатов расширялась от границ Якутии – первый состоялся в Москве, потом на Севере – в Красноярске, а дальше уже – Санкт-Петербург и города Центральной России; также были организованы множество общероссийских турниров с хорошими призовыми условиями. Соревнованиям придавалась максимальная зрелищность – устраивали на Красной площади, персонально приглашали известных титулованных силачей, серьезно подходили к медиа-поддержке.

И – количество ведь перетекает в качество – развитие мас-рестлинга в России сдвинулось лавиной (благо состязание технически не затратное): учреждаются региональные федерации, секции, к нему активно приобщаются атлеты из разных видов спорта, проводятся турниры городского, районного масштабов.

Равным образом, такая же лавина пошла и за рубежом. Мас-рестлинг популяризировался через международные юношеские под патронажем МОК соревнования «Дети Азии» (более двадцати стран-участниц). Впрочем, особое ускорение глобальной экспансии этого спорта придало сотрудничество якутских организаторов с генеральным секретарем Ассоциации мультиспорта России (он же президент Федерации традиционных игр и этноспорта России) Алексеем Кыласовым и президентом World Strongman Federation Владом Редькиным. Мас-рестлинг, во-первых, был признан уважаемой Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA) через ее Всемирный комитет традиционных видов борьбы, а, во-вторых, интегрировался в мировое пространство стронгмена.

Большой удачей для Якутии, на наш взгляд, стало серьезное увлечение мас-рестлингом одного из самых авторитетных организаторов в спорте силачей Одда Хогэна из США. Американец мобилизовал имеющися большие ресурсы для продвижения якутского спорта у себя на родине через СМИ, открытые турниры, созданную национальную федерацию и чемпионат. В прошлом году мас-рестлинг был презентован на мега-челлендже Arnold Sports Festival в Колумбусе, а два месяца назад в Лас-Вегасе – на знаменитом Joe Weider’s OLYMPIA Fitness&Performance weekend. Информация с этих статусных турниров, растекаясь по всей планете, отлично работает на имидж мас-рестлинга, привлекая внимание к Якутии в целом. В итоге ниша этноспорта российского Севера и Арктики на Западе заполняется преимущественно мас-рестлингом и Республикой Саха (Якутия).

И тут возникает главный вопрос, ради которого, можно сказать, и вся статья – интересно, а почему данная ниша не заполняется «иэхэтуклма» или «талты юх»? (Под этакими названиями перетягивание палки известно из истории ненцев и хантов, манси соответственно).

Похоже, что для ХМАО и ЯНАО первый поезд здесь уже ушел. Конечно, и в этих территориях существуют оригинальные программы и центры по развитию национальных видов спорта, идет работа и есть достижения. Упор еще с 1970-х годов тут сделан на развитии так называемого «северного многоборья», включающего в классическом варианте тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересеченной местности, метание тынзяна на хорей, метание топорика и прыжки через нарты. Стратегия эта, не подвергаемая сомнению в плане спорта и состязательности, оправдана и с точки зрения сохранения национальных традиций. А вот с точки зрения территориального имиджа, масштаба спортивной коммуникации, глобализационных процессов (куда все активнее входит Русская Арктика) – оправдана не совсем. Якутский мас-рестлинг тут явно впереди.

Хотя в последние два-три года перетягивание палки (не как мас-рестлинг и не иэхэтуклма или талты юх) появляется на различных спортивных праздниках в Югре или на Дне оленевода в Надыме; здесь же, на Ямале, данный вид физической активности начал поддерживаться на уроках физкультуры в некоторых общеобразовательных школах.

Но что дальше, еще один важный вопрос. Культивирование перетягивания палки в рамках многоборья и интровертная сосредоточивание на традициях? Приоритет имиджевых и коммуникационных задач и вывод на глобальную арену северного многоборья или же, по-отдельности – иэхэтуклма, метания топорика?

В последнем случае якутский «кейс» может стать неплохим подспорьем. Чтобы, помечтаем, через несколько лет бразильцы или филиппинцы так же, как сегодня в Якутск, частично за свой счет рвались в Надым метнуть тынзян на хорей.

"