Posted 2 декабря 2016,, 12:38

Published 2 декабря 2016,, 12:38

Modified 4 августа 2022,, 22:42

Updated 4 августа 2022,, 22:42

Чем порадовал и огорчил конкурс «Славим человека труда» в Ханты-Мансийске

2 декабря 2016, 12:38
Конкурс «Славим человека труда!» в номинации «Народные художественные промыслы» во второй раз прошел в Ханты-Мансийске 28-29 ноября. На сей раз, многие мастера высказали ряд претензий к организаторам. Независимый журналист Надежда Губарь по просьбе «Муксун.fm» побывала на конкурсе и рассказывает, что там происходило:

Говорят, что большое, масштабное дело нельзя сделать идеально. Множество мелочей непременно вылезут в последний момент. Может, оно и так. Однако, нельзя допускать, чтобы эти мелочи размывали главное, поставив под сомнение идею.

Я сейчас, собственно, о прошедшем 28-29 ноября в Ханты-Мансийске конкурсе профессионального мастерства «Славим человека труда!» в номинации «Народные художественные промыслы».

Инициатива включить народные ремесла в состав конкурса «Славим человека труда» принадлежит губернатору Югры Наталье Комаровой. В августе 2015 года такой конкурс прошел впервые. Первый блин комом не вышел, и это дало надежду, что у нас в округе появляется еще одна хорошая традиция. Но второй конкурс стал своего рода предупреждением: без должной организации значение конкурса может размыться - чтобы «держать планку», нужно прилагать серьёзные усилия.

За впечатлениями

В прошлом году в конкурсе участвовали 15 мастеров из шести регионов УрФО, в ноябре 2016-го приехали уже 36 мастеров из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Тюменской, Свердловской, Челябинской и Курганской областей.

Соревновались в трех номинациях: «Лучший мастер по художественной обработке кости, рога», «Лучший мастер по традиционному костюму» и «Лучший мастер по лоскутному шитью». За четыре часа косторезы должны были сделать гребень, лоскутницы - сшить карман-лакомник, а мастерицы-белошвейки - создать миниатюру народного костюма.

Жюри возглавляла Юлия Иванова, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Государственного Российского Дома народного творчества».

Организаторами конкурса в этом году выступили департамент культуры Югры и ТО «Культура». Сотрудники Центра ремёсел - авторы проекта - по каким-то причинам из списка организаторов выпали, но на конкурсе в КВЦ «Югра-Экспо» всё равно присутствовали - директор Центра Ольга Бубновене пришла поддержать югорских мастеров.

«Сюда вышли самые достойные. Мы выбрали номинацию «Художественная резьба по кости, рогу», потому что она в Югре хромает. Нужно мастеров подтянуть, показать им, куда стремиться, - комментирует Ольга Бубновене. - Изготовить гребень непросто. Если вы заметили, у многих мастеров ломались зубцы гребня. Чтобы не повредить структуру кости, нужно под определенным углом держать инструмент. Это и есть профессионализм. Я любуюсь работой мастеров Тюмени и Ямала. Я всех их знаю. Я даже знаю отцов многих этих ребят. Можно сказать, к нам приехали потомственные косторезы».

Работа профессионалов своего дела завораживает. Где еще можно увидеть, как кость этап за этапом превращается в произведение искусства, а десяток разноцветных кусков ситца – в оригинальную по цветовому решению вещь.

«Подобные конкурсы привлекают внимание людей. Ручной труд всегда ценился и будет цениться, - уверен Сергей Лугинин, член судейской коллегии, заслуженный работник культуры ЯНАО. - Это очень важно и для мастеров, и для подрастающего поколения, для преемственности».

Традиции и инновации

Ценность всего конкурса, его уникальность в том, что он дает вторую жизнь традиции. Несёт ее с любовью дальше. Во время работы мастера рассказывают, почему решили воплотить в жизнь именно эту идею, как работали над эскизами. В номинации «Лоскутное шитье» развернулась настоящая борьба традиций и инноваций. Увы, не всегда удачных. Традиционный костюм в миниатюре стал самой сложной номинацией, как для участников, так и для жюри.

«Нам пришлось присуждать победу по нюансам. Костюм – сложная номинация. Мы долго спорили, что именно оцениваем. Куклу ли в национальном костюме или все-таки традиционный костюм? Тогда не должно быть стилизации, декоративных мотивов, - говорит Юлия Иванова, председатель судейской коллегии. - Лоскутное шитье – номинация, где мастерицы могли бы показать и знание традиций, и современный какой-то подход. Здесь мы увидели больше современное прочтение изделия. Нужно обязательно изучать ремесло в историческом аспекте. Это – вектор, куда следует двигаться. Только мастер с большой буквы может сделать за столь короткое время традиционную вещь. Народные мастера – соль земли, честь им и хвала».

Югра должна быть на высоте!

«В этом году много отличий от конкурса прошлого года. В 2015-м была выставка реальных работ каждого из мастеров, возле каждого участника – его краткая биография, фото. Всё было устроено так, что невозможно было «подтасовать» что-то, - вспоминает Федор Сиваш, председатель объединения профсоюзов ХМАО, участник всех мероприятий, связанных с конкурсом «Славим человека труда!». - К концу дня, когда мастера закончили работу, у нас было много времени для живого общения. Были первые лица, с которыми я много разговаривал. Понимаете, мне интересно знать, как все эти люди видят развитие конкурса. Сегодня я пришел с настроением все это увидеть. Подхожу к стендам - и не вижу личности».

«Мы с большой радостью и благодарностью приняли проект, инициированный губернатором Югры Натальей Комаровой, провели отборочный тур, на котором было 60 человек. Как авторы проекта, стремились поднять до профессионального уровня и технологический подход. Если уж приезжать в Югру учиться и показывать себя, это нужно делать за профессиональным оборудованием. Столы должны быть специальные, а не экспозиционные. Сварные конструкции, металлический верх, этого требует техника безопасности! Уровень, увы, в этом году мы уронили, - сетует директор Центра ремесел Ольга Бубновене. - Настоящему профессионалу не всё равно, как сидеть, на каком инструменте работать. Его задача - показать достойный результат. И мы должны ему, как победителю от своей территории, предоставить лучшие условия. Это совсем не тот случай, когда следует оптимизировать. Забота о мастере – в приоритете. И Югра должна быть на высоте!»

Лариса Чуфистова, директор «Центра прикладного творчества и ремесел» Тюменской области, в жюри конкурса второй раз. Она пригласила мастеров и представителей регионов к диалогу:

«Нужно сделать работу над ошибками, проанализировать, что усовершенствовать в нашей совместной работе. Хотелось бы, чтобы по-другому было организовано рабочее место участников, сделаны презентации мастера. Хочется, чтобы мастера делали свои предложения. Потому что это начало пути. А путь становления всегда непростой».

Игра по правилам

Лучшими из лучших по итогам второго конкурса стали ямальцы. Они увезли с собой «золото» всех трёх номинаций. К сожалению, к моменту награждения делегация уже уехала домой. Подарки и поздравления получал оставшийся в Ханты-Мансийске Яков Салиндер, победитель в номинации «Лучший мастер по традиционному костюму». Он говорит, что югорчане всегда очень тепло его принимают:

«Приходят, болеют за меня. Это очень приятно. Костюм в миниатюре очень трудно шить, так как вещи очень мелкие. Но я для музейных комплексов шью такие кукольные костюмы и хорошо знаю, как это делать. Работать было, конечно, сложно, но мне не привыкать. Вот, если бы можно было это делать шесть часов и с перерывом! Утром три часа и вечером три. Вот тогда человек бы мог с этим справиться».

Екатерина Смирнова из Урая в конкурсе подобного масштаба участвовала впервые. Своему второму месту в номинации «Традиционный костюм» она очень рада:

«Темой моей работы стал чувашский костюм, я сама чувашка. Костюм начала 20 века я взяла из коллекции родственника. Отшила десять предметов. Сложности? В первой половине дня работать было бы лучше. Напряжение стало самым большим минусом в работе. Нам, работающим во вторую смену, передалось волнение мастеров, которые уже завершили работу. Накопилась и усталость от того, что целый день ждали… Многие участники приехали с заготовками. С сотканным поясочком, с обувью. Когда «играешь» по правилам, прописанным в положении, такого допускать нельзя».

Цель конкурса - сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел, повышение престижа мастеров народного традиционного искусства. Это очень серьёзная задача. И у Югры впереди есть год, чтобы решить её качественно, масштабно, по-государственному. Так, как умеем. Без досадных мелочей.

Надежда ГУБАРЬ

Результаты конкурса:

В номинации «Лучший мастер по художественной обработке кости, рога»: 1 место - Сергей Аляба (Салехард); 2 место - Эльвира Иванова (Тюмень); 3 место - Михаил Турышев (Тюмень).

В номинации «Лучший мастер по традиционному костюму»: 1 место - Яков Салиндер (Салехард) 2 место - Екатерина Смирнова (Урай); 3 место - Евгения Ядрышникова (Челябинск).

В номинации «Лучший мастер по лоскутному шитью»: 1 место - Роза Накова (Салехард); 2 место - Вероника Факеева (Челябинск); 3 место - Жанна Щербакова (Сургут).

"