Posted 11 мая 2017, 16:37

Published 11 мая 2017, 16:37

Modified 14 декабря 2023, 16:03

Updated 14 декабря 2023, 16:03

Гетто-игры мэра Риги Ушаковса

11 мая 2017, 16:37
В Латвии 3 июня состоятся муниципальные выборы, и многие наши соотечественники принимают участие в качестве кандидатов. Начавшаяся предвыборная гонка совпала с празднованием 9 мая. Как мы знаем, в Риге правят русские и новости оттуда приходят неоднозначные. Житель латвийской столицы Раймондс Озолс попробовал разобраться в позиции русского мэра Риги Нила Ушакова и его партии «Согласие».

В последнее время в русскоязычной прессе достаточно часто появляются статьи о Риге и её мэре. Муссируются следующие факты:

– по главным улицам Риги, под охраной полиции, маршируют легионеры Waffen SS и их сегодняшние последователи. Мэрия Риги уже даже не высказывается против подобных мероприятий и ежегодно их разрешает. Зато мэр запросто судится с центром госязыка из-за 50 евро;

– 9 мая 2014 года, на фоне кровопролитных событий на Украине, Нил Ушаков и представители возглавляемой им партии, которые организуют поп-концерты у памятника освободителям Риги в День Победы, организованно отказались надевать георгиевские ленточки;

- в июле 2015 года в интервью финским СМИ Нил Ушаков сказал: «Мы поддерживаем и уважаем единогласное решение стран Евросоюза ввести санкции против России. Но мы считаем, что они не работают»;

- на вопрос ведущих телеканала «Дождь» о президенте России Ушаков ответил: «Для нас сейчас лучшее, что может быть, это Владимир Путин. Потому что, если его не будет, к власти не придет Навальный»;

- от Ушакова не было высказано ни одного слова соболезнования после гибели российского лайнера в авиакатастрофе 25 декабря 2016 года, не было скорби и после теракта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года;

- фракция Нила Ушакова в сейме Латвии поддерживает все инициативы ЕС и НАТО;

- год назад Нил Ушаков ездил в Москву получать премию из рук патриарха. А потом вернулся в Ригу и через неделю провёл гей-парад. Кстати, на его организацию мэрия потратила 250 тысяч евро;

- присутствие солдат НАТО в Прибалтике создаёт напряженность в обществе, а проводимые военным альянсом манёвры напоминают полицейские операции, убежден депутат Рижской думы Руслан Панкратов;

- Русский мэр Риги встретился в США с сенатором Джоном Маккейном и многозначительно заявил: «Соединенные Штаты - наш важный союзник и партнёр. Консультации между крупнейшей партией Латвии и нашими друзьями из США проходят регулярно и в Риге, и во время подобных поездок»;

- «Прорусская» партия Латвии изживает в себе все «пророссийское»;

- Крым – украинский. Так считает «союзник» Москвы в Риге;

- мэр Риги Нил Ушаков запретил проведение в городе российского военно-патриотического кинофестиваля «Перерыв на войну» в канун празднования Дня Победы;

- в Риге 9 мая впервые за несколько лет прошёл пикет против празднования Дня Победы. Рижская дума, которая дистанцировалась в этом году от комментариев по поводу шествия легионеров СС 16 марта, и в этот раз не отказала националистам в проведении акции;

- и, наконец - мэр финансово поддержал проведение и разрешил рекламу очередных «Гетто Игр» в Риге в канун великого праздника.

Для всех людей Вторая мировая война – это историческая боль, это вечная память и большой подвиг советского народа. Потеря трети населения – огромная трагедия. И любое уничижение трагедии вызывает обосновано острую реакцию. Я не еврей, но у нас в роду были евреи, и им удалось избежать ужасов гетто. Но та парадигма, те взгляды, вложенные с детства, однозначно при слове «гетто» ассоциируются с трагедией. Посещая Музей Рижского гетто и знакомясь с людьми, которые создавали это историческое место в центре Риги, понимаешь важность их миссии – всегда напоминать людям о трагедии еврейского народа, быть предостережением для поколений. Почему сегодня вдруг появился вопрос о гетто? Он меня волнует давно, как только стали это слово - «гетто» - приравнивать к культуре. Надо иметь больную фантазию, чтоб американское понятие «гетто» приспособить под нашу реальность. Причём, с благой целью – воспитание молодежи. С подмены понятий и начинается пересмотр исторической памяти.

Как зародился этот «феномен» в Риге? Скорее всего, баскетбольным ребятам хотелось получить недалеко от центра площадку для уличного баскетбола. Дальше дело техники - хорошо знали мэра и придумали теорию для неблагоприятного района Риги, где был относительно заброшенный парк. По их версии, легенда «Гетто геймс» проста - движение в Ригу пришло из бедных негритянских кварталов США.

«Это любовь к баскетболу и желание дать молодым людям заниматься спортом. Неважно, сколько у тебя денег в кармане. Неважно, кто ты - учишься ты на юриста или повара. И тем более неважно, какой ты национальности. «Гетто геймс» – место, где все равны, нас объединяет спортивная активность, зашкаливающий в крови адреналин и позитивные эмоции», - декларируют свою идею организаторы этого движения.

Раймондс Елбакянс, прозвавший себя «Гетто Папа», дал своё определение Гетто: «Гетто – это свой мир, где правят важнейшие человеческие принципы. Место, где могу чувствовать себя по-настоящему счастливым и живым с вами! Место, где могу соревноваться с лучшими. Место, где иногда могу показать пример молодым. Место, где учусь падать и сам подниматься. Место, которого не хватало, когда был совсем юным. Всем сердцем хотел бы, вкушая свой завтрак чемпиона, смотреть в окно и видеть морально и физически здоровое общество. И будущих чемпионов мира из Латвии».

Налицо подмена понятий. Ведь «гетто» в любом словаре - это городские районы, где принудительно проживают люди одной национальности, религии либо расы и зачастую дискриминируются по этим признакам. В Риге нет районов, похожих даже близко на гетто. Есть районы, где преобладают деревянные постройки, причем многие являются историческими достопримечательностями. Просто удобная площадка оказалась в Гризенькалнсе, и под неё была придумана провокационная теория «Гетто Игр».

Но всё же ужасают названия статей в русскоязычной прессе: «Добро пожаловать в Гетто!», «Весёлое гетто»

…В так называемом проекте «Гетто геймс» видятся два аспекта – исторический и спортивный. Если рассматривать занятия спортом, как повинность, городскую обязанность, и полицию обязать принудительно приводить туда подростков, то такое название подойдёт. Другое дело, как это совместить с демократией и конституционным правом на занятия спортом? Вполне советский принцип обязаловки. Нужны ли нам в городском совете люди, исповедующие ортодоксальный военный коммунизм? По-моему, мы строим другое общество. Даже в России давно отказались от этих ужасных доктрин унижения по какому-либо признаку.

Европейское восприятие понятия «гетто» сегодня однозначно трактуется, как геноцид народа, геноцид евреев. Во время Второй мировой войны была создана система гетто, которая по сути была направлена на уничтожение людей. Это боль. Это не игра и не танцы. И гетто-фактор не может быть причиной или движущей силой для спортивных активностей. Скорее, гетто-фактор сегодня может быть одной из отправных точек для воспитания гуманизма, осмысления исторической памяти, недопущения повторения трагедии. Вольная трактовка, подмена понятий приводят к пересмотру исторической памяти, к мягкому вхождению в обиход и иному представлению этого понятия обществу, которое теперь уже благосклонно относится к «гетто». И уже не удивляют статьи в прессе, где говорится о создании «русскоязычных гетто» и отсутствии возмущения в обществе. Почва готова, почва удобрена, гетто – это игра и уже не боль.

Все это происходит с легкой подачи «защитника русскоязычных», как отметили недавно в Татарстане - «легендарного русского» мэра Риги Нила Ушакова (кстати, Ушаков в списках на выборы убрал национальность, теперь он без национальности).

Он является основным теоретиком создания безликого, безнационального «русскоязычного» сообщества в Латвии, легко поддающегося воздействию. Глобализм сделал своё дело, привнеся в общество идеи стирания различий между национальностями, применяемые для третьего мира, где создается группа различных племён, стираются различия и добавляется агрессия к другим сообществам. Принцип «разделяй и властвуй» никто не отменял. По теории Ушакова, в Латвии только два сообщества – латышское и русскоязычное. И если подливать масло в огонь, обостряя вопросы ущемления русского языка и вопрос неграждан, – и сообщества становятся агрессивными.

Неудивительно, что один депутат от национального латышского блока в сейме Латвии в неформальной беседе высказал мнение о том, что в Латвии уже сами играют в гетто. И совсем недавно, в Латвии появилась статья «Вадим Штепа. Гетто против империи», в которой говорится, что наделали немало шуму высказывания лидера известной украинской группы «Вопли Видоплясова» Олега Скрипки о создании «гетто для русскоязычных». А 6 мая и в Украине состоялись первые «Гетто Игры». Совпадение или попытка, как и в Латвии, прощупать отношение людей к «геттоизации»?

В преддверии священного праздника кажется кощунством рекламировать и проводить игры «Гетто геймс», впрочем, как и делать из Дня Победы такой своеобразный поп-фестиваль, как в прошлом году, основной культурной составляющей которого, был концерт такого патриота, как Юрий Шевчук. В этом году выступит группа «Чайф».

Многие русские рижане разочаровались в «симпатяжке» русском мэре и открыто заявляют об этом уже даже в прессе. Недавний скандал с исключением депутата Панкратова из партии «Согласие» достаточно громко обсуждается в медийном пространстве, но только российская пресса объективно отразила ситуацию. Видимо, русскоязычные СМИ куплены этой партией? Так Руслан Панкратов заявил о мэре:

«Не знаю, но мы видим во всём этом предательство. Человек считает, что русские у него в кармане. Права русскоязычных, как и русскую культуру, он уже давно не защищает. Стал абсолютно прозападным. Ему нравятся западные ценности, где отношения строятся на деньгах… Говорят о влиянии его жены, третьей по счёту и первой латышке в их ряду. Она – бывший активный член националистической партии «Свободе и Отчизне». Наверное, это о чём-то говорит. Кстати, 16 марта в Риге уже традиционно проводятся марши бывших легионеров «Ваффен СС». Раньше мэр их запрещал, через суд решение мэрии отменялось, и марш проводился на законных основаниях, но ответственность полностью ложилась на государство. В этом году мэр уже ничего не запрещал».

3 июня в Латвии пройдут муниципальные выборы. Нил Ушаков опять баллотируется в мэры с программой защиты русскоязычных. Но при этом он даже не указал своей национальности. Чего не сделаешь для завоевания симпатии у латышского электората.

На сегодня две парламентские партии выдвинули русских кандидатов - это известный уже Нил Ушаков и неизвестная Диана Новицкая от партии «От сердца – Латвии». Это так называемая «партия контролеров», их лидер - Ингуна Судраба - долгое время была государственным контролером Латвии. Есть и другие русские кандидаты от новых партий. Похоже у русских и русскоязычных есть альтернатива.

Раймондс ОЗОЛС, Рига

мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подпишитесь