Posted 3 марта 2017, 16:00
Published 3 марта 2017, 16:00
Modified 14 декабря 2023, 16:03
Updated 14 декабря 2023, 16:03
О том, где сейчас бьется нерв мирового кинематографа, Бориса Нелепо расспросил «Кино-Театр.ру».
- В международной программе «Духа огня» будут соревноваться восемь картин. Почему именно они? Каковы были критерии отбора?
- То, что будет показано – одни из самых значимых и обсуждаемых мировых дебютов прошедшего года. Я знаю, о чем говорю: как кинокритик и консультант кинофестиваля в Локарно весь год езжу по миру, смотрю по пять фильмов в день. Могу с уверенностью сказать, что все значимые кинодебюты видел. Из них мы отобрали в шорт-лист около 50 картин, с которыми потом начали более прицельно работать, чтобы из пятидесяти вычленить восемь. Разумеется, самый главный критерий – некая общая идея, объединяющая наши показы. Мне хотелось, чтобы фильмы, показанные в Ханты-Мансийске, как-то друг с другом перекликались, разговаривали.
- Что вы имеете в виду?
- Кино снимается много, и все оно достаточно разнородное. Хочется, чтобы у зрителя сложилась какая-то полифоническая картина как самого мира, так и кинематографа, который об этом мире сообщает. У нас на фестивале будут фильмы очень широкой географии, с разных континентов. Камбоджа, Египет, Сирия, США, Польша, Португалия… Все картины – очень региональные, в них много от того места, где они снимались. Таким образом, находясь в Ханты-Мансийске, мы можем совершить практически кругосветное путешествие. Увидеть, жизнь, насущные проблемы, искания, эмоции людей в тех странах, где мы никогда не были, и не знаем, побываем ли.
- Не окажутся ли эти проблемы непонятными хантымансийцам и гостям фестиваля?
- Этика программирования фильмов на любом фестивале заключается в ответе на вопрос: для кого эти фильмы отбираются? Я не ставил перед собой цель добиться исключительного кураторского самовыражения. Ответ очень четкий: для зрителя. Все восемь отобранных нами картин будут интересны не только профессиональному кинокритику, но и широкой публике – здесь мы постарались соблюсти определенный баланс. И не стоит думать, что речь о каких-то компромиссах – каждую из них я по-настоящему люблю.
Опыт, который эти фильмы показывают, зритель может совместить со своим. Например, картина «Алмазный остров» камбоджийского режиссера Дэви Шу – про строительство элитного микрорайона, строители которого никогда не будут в нем жить. Египтянин Тамер Эль-Саид снял фильм про Каир перед революцией – все эти истории понятны и нам.
Фильмы объединяет и нечто большее, чем географическая разнородность – некая сверхзадача. Я бы сказал, что все они вызваны необходимостью снимать кино. Не секрет, что в XXI веке кинематограф лишился части силы из-за огромного количества конкурирующих медиа – сериалы, интернет, социальные сети. Кинематограф теряет зрителя, и в этих фильмах я увидел веру в кино, в необходимость снять то, что было снято – не просто ради того, чтобы потешить самолюбие или сделать коммерчески успешное предприятие. И, хотя в этом году у нас в конкурсе все картины – первые игровые (регламент позволяет участвовать и со вторым фильмом), режиссеров сложно назвать начинающими, если судить по мастерству этих картин. Все они ставят в своих фильмах фундаментальные, сложнейшие вопросы.
- Вы говорили, что само название «Духа огня» хорошо знают, и это помогало вам в работе. Неужели и в Камбодже знают про ханты-мансийский фестиваль?
- Мы говорим о показах фильмов не только с режиссерами, а чаще – с продюсерами, компаниями, которые их представляют. И именно эти компании делают выбор, давать ли эту картину нам или другому фестивалю. В России фестивалей много, и между ними весьма серьезная конкуренция. За многие фильмы нам приходилось бороться. И здесь свою роль сыграло то, что за 15 лет, что «Дух огня» проходит в Ханты-Мансийске, моими предшественниками уже были установлены партнерские отношения с сейлз-агентами, а также с продюсерами, которые выбирали, где бы они предпочли увидеть российскую премьеру своих фильмов. Факт, что фестиваль все эти годы задавал очень высокую планку – участием достаточно заметных режиссеров, составом жюри – вызывал доверие и сильно помогал в переговорах.
Кроме того, мотор фестиваля - это не только люди, которые отбирают фильмы, но и команда, часто остающаяся в медийной тени, но совершающая колоссальную работу по переговорам с агентами, приглашению гостей, организации кинопоказа. Эта команда на «Духе огня» состоит из потрясающих профессионалов, работающих здесь много лет. Я же лично чувствую ответственность, занимаясь отборами программ после Андрея Плахова и Петра Шепотинника - настоящих титанов как кинокритики, так и кураторства.
- Были ли финансовые сложности с организацией?
- К счастью, серьезных не было, благодаря поддержке партнеров. Многим сложно понять в век торрентов и тотального пиратства, что организовать кинопоказы – это не так-то просто. На самом деле это трудоемкий и сложный процесс с огромным количеством контрагентов – нужно договориться о правах, чтобы сделать переводы, чтобы привезти гостей, оформить визы... Все это очень дорогостоящее мероприятие, и представить его без надежного партнера, мецената – очень сложно. Так что роль спонсоров – фундаментальная, ключевая, и это мировая практика. «Духу огня» повезло: уже более десяти лет его поддерживает «Газпром нефть», которая является не просто спонсором, а партнером, разделяющим идеи фестиваля. Как вы знаете, компания даже вручает здесь свой собственный приз – «За сохранение культурных традиций». Мы невероятно благодарны им за это партнерство.
- В этом году впервые пройдут показы фильмов «Духа огня» в Москве. Для чего это делается? Стоит ли в следующем году ожидать притока столичных зрителей в Ханты-Мансийск?
- В первую очередь, мы очень гордимся программой, долго работали как над ней, так и над организацией кинопоказов, и, соответственно, очень хотим, чтобы ее посмотрели как можно больше зрителей – ведь все делается в первую очередь для них. Это совсем не значит, что фестиваль смещает фокус с Ханты-Мансийска, ровно наоборот: «Дух огня» с рождения неразрывно связан со столицей Югры и на кинематографической карте мира она давно стала одним из принципиальных фестивальных пунктов. Но распространять программы на другие города - это международная практика: сейчас кинофестиваль в Локарно проводит "Локарно в Лос-Анджелесе", организацией "эха" своих программ регулярно занимаются Роттердам и другие смотры поменьше.
Конечно же, фестивальную атмосферу, само настроение прекрасного города, возможность совместного просмотра с жителями Ханты-Мансийска экспортировать невозможно. Как и огромное количество мероприятий фестиваля, составляющих его - можно сказать – душу: церемонии открытия и закрытия, которые лично ставит Сергей Александрович Соловьев, его спектакли, круглые столы и т.п. Но не сделать небольшую подборку фильмов для "эха" в Москве было бы неправильно. И мы будем очень рады, если столичные зрители так вдохновятся этими показами в Центре документального кино, что запланируют себе на следующий год поездку в Югру.
Читайте также: Какие российские фильмы участвуют в «Духе огня»