Posted 29 сентября 2020, 07:17

Published 29 сентября 2020, 07:17

Modified 15 сентября 2022, 21:30

Updated 15 сентября 2022, 21:30

Как советскую кинохронику термоядерного испытания обсуждают в СМИ за рубежом

29 сентября 2020, 07:17
Сюжет
Чукотка
Обращение к отечественной истории ядерных испытаний в Арктике вряд ли у кого вызывает прилив радости, некоторые факты покрыты неудобной тайной до сих пор. Хотя сама история еще в силах тряхнуть мегатоннами во благо стабильности в мире. О недавнем таком случае рассказывает медиаисследователь Сергей Климаков.

Месяц тому назад госкорпорация «Росатом» представила на своем официальном ютьюб-канале раритетную документальную картину об испытаниях в 1961 году на арктическом архипелаге Новая Земля советской термоядерной супер-бомбы. Эту самую мощную в истории «адскую машину» знают на Западе как Tsar Bomba, а у нас – «Иван», АН602 или «Кузькина мать». Хотя и тема давно засвечена, скопилась масса информации в интернете, на всех языках – подробные статьи в Википедии, обращение к ней опять вызвало гипер-резонанс. Запечатлевший атомный тест получасовой фильм под названием «Испытание чистой водородной бомбы мощностью 50 млн тонн», выведенный из-под грифа «Сов.секретно», впервые демонстрируется от начала до конца, еще с добавлением 10 минут специальной кинохроники.

Отрывки из этой ленты ходят по сети уже полтора десятка лет, привлекая огромное внимание международной аудитории. В цифрах – зрителей сотни миллионов: по нашим подсчетам, только 15 ютьюбовских роликов-лидеров по просмотрам «Царь-бомбы» дают в сумме 50 миллионов (из них один аж 16 млн), плюсом десятки роликов с 1-3 миллионами просмотров, плюс производные и кадры, встроенные в другие рейтинговые видео по ядерной тематике и т.д.

Так же на весь мир СМИ разогнали сейчас анонсы и материалы о рассекреченной цельной картине. Настоящая медиа-лавина: достаточно указать на столпов глобальной информсреды – Reuters, BBC, New York Times, Daily Mail, Forbes, Sun, Die Welt, Drive, Live Science; в теме еще сотни крупных СМИ.

Не удивительно, что с таким бэкграундом и разогревом премьера полной версии «Чистой водородной бомбы» сегодня идет на ура. За месяц на росатомовском канале у нее уже около 4 миллионов зрителей, на втором месте ютьюб-канал Nuclear Vault американского Архива национальной безопасности – 1,7 миллионов.

Удивляет, однако, что при всем ажиотаже вокруг уникального фильма, никого из медийщиков, российских в том числе, не заинтересовали обстоятельства его создания. Сведения, причем, в титрах. Производство Московской киностудии научно-популярных фильмов (предшественник «Центрнаучфильма»), операторы – В. Афанасьев, Д. Гасюк, И. Касаткин, В. Суворов, руководители съемок – Дмитрий Боголепов и Игорь Гостев. Режиссеры у ленты, выясняется, заслуженные – корифеи атомной кинодокументалистики. Боголепов за фильмы о мирном атоме в 1950-60-е годы отмечен призами за рубежом, в 1961 году, перед «царь-бомбой», он сделал «Первый рейс к звездам» о Гагарине и «Богатырь Арктики» о ледоколе «Ленин»; Гостев прославился позже кинохитами «Фронт без флангов», «Беспредел», «Серые волки». Операторы под стать режиссерам (сохранились их воспоминания о проекте). Думается, что спрятанная для служебного пользования лента о водородной бомбе должна отныне занять обязательное достойное место в творческих списках и биографиях этих людей.

Вопросы к СМИ у въедливых читателей могут быть не только про съемку, но и по исторической оценке события в целом. Со смыслами не густо. Хоть бы интригу обозначить: за три дня до взрыва американские и советские танки в Берлине, газуя, уперлись дуло в дуло, а в сам день (по ходу XXII съезда КПСС) постановили убрать – и мигом убрали – тело Сталина из мавзолея на Красной площади.

Зато как шокирующая, устрашающе-фатальная для мира и репутационная для нашего оборонного потенциала – картина «Царь-бомбы» работает идеально. Большинство иностранных медиа отметили это, а также, что «Иван», уязвив Америку, ускорил подписание в 1963 году ключевого международного договора об ограничениях на тестирование ядерного оружия.

Ряд прогрессивных журналистов увязывают то прошлое с актуальным тревожным настоящим. «В 2019 году эксперт ООН заявил, что риск ядерного конфликта является самым высоким со времен Второй мировой. Возможно, мы никогда не увидим еще одну царь-бомбу, но если ядерная война правда разразится, это не имеет значения», – пишет Кайл Мизоками из Popular Mechanics.

Или Мэттью Голт в Vice: «Эти кадры – яркое напоминание о безумии холодной войны и трезвое напоминание, что мы, кажется, забыли ее уроки. Новый СНВ, договор эпохи Обамы с ограничениями на развертывание ядерного оружия России и США, скоро истечет, и не похоже, что его продлят… Старая ядерная угроза вернулась».

Да, Tsar Bomba вернулась угрожающим напоминанием. И в свете проблемной пролонгации СНВ-III, единственного ракетно-ядерного соглашения между Россией и США, ее медийный пуск (формально к 75-летию отечественной атомной промышленности) приобретает особый смысл. Планета хрупкая, с WWIII нам конец – нутром чувствуют зрители по всему миру. К тому же, история АН602 хорошо укладывается в контекст последних громких успехов российского ядерно-оружейного комплекса («Авангард» гиперзвук).

В целом, взгляд западных СМИ на фильм корректен по отношению к России. «Это был взрыв ради взрыва, потрясающая и непревзойденная демонстрация ядерной мощи времен гонки вооружений СССР-США, – канадский журналист Джош Эллиотт акцентирует, – в результате взрыва никто не погиб».

Далеко не пошли и удобные бы тут рассуждения/лозунги экологии Севера или нуклеаризации Арктики: строчку из материала Barents Observer про радиационные осадки в Скандинавии и последовавшее осуждение Советов только продублировали Business Insider, National Interest, Smithsonian magazine – не более. Наоборот, у «Кузькиной матери» метка чистого, без загрязнения, ядерного взрыва, и картина при желании легко перефокусируется на историческое умение «Росатома» работать в Арктике с инновационными сильными источниками энергии.

Полярному туризму фильм тоже как будто на пользу. Им можно, к примеру, иллюстрировать форбсовскую статью топового трэвел-журналиста Джима Клэша о Новой Земле:

«Зная то, что я знаю сейчас [много больше о радиации], поехал бы я туда снова [спустя 15 лет, в 2015 году]? Вероятно. Это было довольно экзотично с точки зрения исторических ландшафтов… Кажется, в течение часа или около того [что были на острове] мы подверглись меньшему воздействию радиации, чем за время авиаперелета из Нью-Йорка в Лондон».

В общем, медиа-подрыв чистой водородной бомбы таймингом 30 минут 20.08.2020 года осуществлен эффектно, задачи решены. Ура, товарищи.

Подпишитесь