Posted 24 февраля 2013, 18:32

Published 24 февраля 2013, 18:32

Modified 14 декабря 2023, 16:03

Updated 14 декабря 2023, 16:03

Забытый Ямал. Часть вторая. Святые места

24 февраля 2013, 18:32
По данным переписи населения, на сегодняшний день ЯНАО населяет более полумиллиона человек, львиная доля которых - это русские и украинцы. То есть люди, хотя бы номинально считающие себя носителями если не веры, то как минимум православной культуры. Насчитывает более чем вековую историю и миссионерская православная деятельность в регионе. Однако на память об этом осталась лишь пара реликвий. Не лучше ситуация и с языческими капищами.

Начало текста - здесь.

Интересен в этом отношении еще один загадочный объект полуострова – исчезнувший поселок Хэ. Он находится на южном берегу Обской губы. От старого поселка сохранился один единственный дом, который построили в середине двадцатого века. Сейчас дом нежилой и находится в плачевном состоянии. А вот рядом с ним стоит еще одно, недавно выстроенное здание – здесь живет один человек. Его зовут Сергей Валеев, и он совмещает функцию экскурсовода для редких туристов с работой сторожа – охраняет то немногое, что осталось в Хэ.

Немногое – это небольшая часовня. Она – единственное напоминание, что полтора века назад это место стало плацдармом для развития миссионерской деятельности на Ямале. Первые храмы на полуострове появились здесь же, неподалеку от Хэ – это место было оживленным торговым пунктом, где русские торговали с зырянами, ханты и ненцами. Именно здесь крестили самоедов, развивалась рыбная промышленность, а местные жители даже успели устроить антибольшевистский мятеж. Но славится Хэ не этим, а, в первую очередь, ссылкой великого русского святого - митрополита Петра Крутицкого.

- В начале XX века в низовье реки Ярудей силами верующих были воздвигнуты часовни. А в поселке Хэ в 1887 году был основан православный миссионерский стан. Уже позже на его месте возвели Никольский храм - он стал предшественником современного надымского храма в честь Святителя Николая Чудотворца, - рассказывает настоятель Свято-Никольского храма отец Артемий. – Самое главное: эти места связанны с именем митрополита Петра. В миру известный как Петр Федорович Полянский, он был назначен местоблюстителем патриаршего престола. Вскоре после своего назначения в 1927 году, митрополит Петр был сослан на берег Оби в поселок Хэ. Несмотря на пошатнувшееся в суровых условиях здоровье и преклонный возраст, он не оставлял своей церковной и просветительской деятельности, помогая всем страждущим.

Митрополит Петр был расстрелян большевиками в 1937 году, а спустя ровно 60 лет причислен к лику святых. «Поставь самый красивый цветок даже в хрустальную вазу — он завянет. Но растение, которое имеет хотя бы один корешок в земле, даст побеги. Нет сегодня поселка Хэ, но эта земля — корешок нашей духовности и святое место», - заявил в 2008 году, побывав здесь, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Православие православием, но для тех, кто интересуется тайнами верований северных народов, Ямал – тоже настоящая кладезь. Чего стоит, например, жертвенное городище Усть-Полуй неподалеку от Салехарда. Капище датировано V веком до нашей эры. В 30-х годах прошлого столетия его изучал советский ученый Василий Андрианов, и по некоторым данным, обнаружил там до 16 тысяч любопытнейших артефактов. Его коллега, археолог Валерий Чернецов писал об этом: «Место это, благодаря исключительно удобному положению, на границе леса и тундры, было обитаемо и раньше, задолго до нашей эры. Не было оставлено оно и в дальнейшем. В продолжении почти целого тысячелетия устье Полуя являлось то местом поселения, то пунктом для жертвоприношений, а иногда и тем, и другим».

Закончить свои исследования Василию Андрианову так и не удалось: в 1936 году его расстреляли как врага народа. Причем, ходят слухи, что странная кончина ученого мистическим образом была связана с его деятельностью - ведь чем мог насолить сотрудникам НКВД пожилой ученый?

Или взять мрачное святилище «Ламзенто-сё» рядом с одноименным водоемом. Краеведы утверждают, что оно до сих действует, как и сто лет назад. Выглядит это капище пугающе – в центре его находится столб из сложенных по направлению к востоку черепов и рогов северных оленей, а в качестве каркаса, удерживающего груду костей, используются священные деревянные шесты. С юго-западной и северо-западной сторон на этот «столб» водружены шкуры оленей, принесённых в жертву. К рогам привязаны лоскуты цветной материи, подвески и бубенцы. За свою историю святилище обросло неимоверным количеством костей, и пользуется особым почетом у кочующих оленеводов. Находясь в пути, они всегда останавливаются в этом месте, чтобы задобрить богов.

Описанное выше доказывает, что Ямал – это самый настоящий перекресток культурных дорог и традиций. Православное зодчество русского заполярья пересекается здесь с тысячелетними капищами самоедов, купеческими крепостями, печально известной 501-ой стройкой и даже пиратскими «схронами». Но кто знает, сколько времени осталось, пока все эти удивительные объекты не сгинули окончательно в ямальской тундре? Впрочем, есть удачные примеры работы в области сохранения культурно-исторических памятников. Например, в Надыме с населением около 50 000 человек действует сразу три учреждения, которые так или иначе связаны с поддержанием и изучением культурного наследия региона. Это центр национальных культур, музей истории и археологии и эколого-методический центр.

- Нельзя говорить, что у нас не развивается это направление. Регулярно проходят тематические выставки, ведутся исследования, археологические раскопки, проводятся круглые столы и конференции, - делится старший научный сотрудник МУК «Музей истории и археологии города Надыма» Надежда Гриценко. – Стараемся привлекать к нашим исследованиям культуры родного края молодежь. Можно сказать, это одно из приоритетных направлений нашей деятельности.

Кроме забвения, большую опасность представляют и черные копатели, которые не прочь поживиться каким-нибудь редким артефактом. Черепки, составные части почерневшего ожерелья и осколки древнего оружия ненцев и ханты пользуются огромным спросом на теневом рынке. Многих дельцов даже в буквальном смысле ловили за руку, однако толку от этого обычно мало – редко когда удается хотя бы инициировать уголовное дело.

Впрочем, когда беседуешь с экспертами, общим для них является некое чувство ожидания – мол, вот-вот все эти вопросы будут актуализированы. Многие связывают это с развитием таких колоссальных проектов, как строительство Северного широтного хода и перезапуск Северного морского пути. Это, по замыслу экспертов, сделает на Ямале актуальным и вопрос культурного наследия. Пока этим направлением занимается в основном сам регион, а не мешало бы и подключить федеральный центр и может даже международные организации.

- Многие интересующие нас объекты на Ямале по-прежнему не имеют какого бы то ни было юридического статуса, а ведь некоторые заслуживают, чтобы их внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, - говорит старший научный сотрудник ООО «НПО «Северная археология-1» Мария Усолкина. – В таком случае появилось бы значительно больше возможностей не только для изучения тех или иных памятников, но и для их сохранения, что сейчас по-настоящему актуально.

По сути, на сегодняшний день многие памятники как бы «заморожены» для потомков. За их состоянием следят, стараются оберегать от черных копателей и совсем уж разрушительного действия стихии, но о всестороннем развитии всего имеющегося потенциала пока речь не идет. Возможно, жизнь в застывшие объекты вековой старины способен вдохнуть так называемый этнотуризм. Кстати, этим направлением всерьез занимаются в Надымском районе.

- Потенциал для развития этнографического туризма на территории есть. Здесь проживают и ведут традиционный образ жизни оленеводы-кочевники, рыболовы, культура коренных народов Севера самобытна и аутентична, - считает начальник информационно-аналитического управления администрации Надымского района Елена Крысина. - В этом смысле зарубежными и отечественными туристами могут быть востребованы этнографические туры и экспедиции, включающие знакомство с историческими преданиями, легендами, ритуалами. Интерес у туристов могут также вызвать объекты традиционного природопользования, национальные праздники и обряды, допускающие участие или наблюдение со стороны туристов, ярмарки и выставки-продажи изделий народного творчества. Для увеличения показателей туристического потока, поддержки стабильного и привлекательного имиджа Надымского района сегодня районная администрация ведет работу по разработке инвестиционных проектов в сфере туризма.

Власти района разработали и запустили проект «Лукоморье». По мнению организаторов, он должен стать той отправной точкой с которой начнется новая веха в исследовании тайн ямальской земли. Для этого глава администрации Надыма Алексей Ситников даже подписал соглашение с отделением всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». О том, как сложится это сотрудничество, можно будет судить уже в этом году, после того, как пройдет очередная демаркация охранной зоны памятников исторической культуры.

Стоить заметить, что кроме обилия сакральных объектов, Ямал славится и огромным числом специалистов, которые готовы все эти объекты изучать, была бы возможность. Дадут ли им эту возможность – покажет время.

Подпишитесь