Posted 4 марта 2013, 08:40

Published 4 марта 2013, 08:40

Modified 3 августа 2022, 23:42

Updated 3 августа 2022, 23:42

Не терять «Духа»

4 марта 2013, 08:40
Отгремел одиннадцатый фестиваль «Дух огня». Призы вручены, мастер-классы проведены, все желающие смогли насмотреться фильмов на год вперед, пообщаться с любимыми режиссерами и актерами. Однако дискуссия по поводу того, нужен ли Югре этот фестиваль – на который, между прочим, «Газпром нефть» ежегодно тратит немалые средства, – не прекращается. Нужен ли, разбирался корреспондент Муксун.fm.

Фестиваль кинематографических дебютов вошел в жизнь хантымансийцев настолько прочно, что многие критики «Духа огня» упрекают его… в излишней обыденности. Мол, из года в год церемония открытия все скуднее, красную дорожку протоптали одни и те же лица (и ведь не поспоришь: многие – например, Игорь Угольников, Леонид Якубович, Станислав Говорухин – действительно приезжают регулярно). Особенно скептически настроены журналисты, люди, что и говорить, образованные, обладающие доступом к информации. Объяснить им ценность фестиваля достаточно тяжело: ну и что, что показы – зайдите на любой торрент-трекер и скачайте желанный фильм, говорят они. Автор этих строк на прошедшем фестивале, благо была аккредитована и мероприятиями не пренебрегала, слышала подобные дискуссии несколько раз.

У молодых режиссеров, представляющих свои дебюты на «Духе огня», вопросов о целесообразности мероприятия не возникает. Как объясняют они в частных беседах, такие фестивали – едва ли не единственная возможность как получить паблисити, так и завести знакомства в профессиональной среде. «Мы снимали фильм в Челябинске, где никакого кинопроизводства, считайте, нет, – делится продюсер и второй режиссер фильма «Десятка» Евгений Графов. – Здесь же мы мгновенно попали в окружение себе подобных. Это люди, которым не понаслышке знакомы наши проблемы (а проблем при съемках кино, особенно безбюджетного, как у нас, хватает). В этом потоке можно сразу увидеть, чем дышит современное российское и зарубежное кино, сравнить свои художественные решения с чужими, получить обратную связь от мэтров кинематографа. Каждый день здесь по «выхлопу» сопоставим с месяцем терзаний в информационном вакууме».

Понятно, что одна из главных целей «Духа огня» – дать путевку в жизнь начинающим режиссерам, приободрить их в самом начале творческого пути, не упустить настоящие самородки в современном кинопространстве. В этом году организаторы учредили три приза профессионального жюри «Цветы таежной надежды» (золотой, серебряный и бронзовый), которые присуждали три именитых российских режиссера – Владимир Хотиненко, Павел Чухрай и Вадим Абдрашитов. Бронзу взяла вышеупомянутая «Десятка», серебро – «Шпион» Алексея Андрианова, а главный золотой таежный цветок получила картина «Все ушли» Георгия Параджанова.

Специальный приз «За сохранение культурных традиций» от компании «Газпром нефть» получил фильм «Море» Александры Стреляной. Режиссер, выступившая и в качестве сценариста и оператора, приехала в Ханты-Мансийск вместе с актрисой Таисией Крамми, исполнившей в картине главную роль.

Это нежная история о влюбленности, перерастающей в большое чувство. Стреляная рассказала историю о молодом человеке, мечтающем о море. Он приезжает к дикой природе Кольского полуострова снимать свое кино, знакомится с местными жителями, влюбляется в молодую дикарку и начинает чувствовать связь с этим мистическим местом. Режиссер считает, что жителям Югры культура показанных ею северных народностей, в том числе саамов, должна быть очень знакома. Интересно, что фильм в итоге получился полуигровым-полудокументальным. В съемках активно принимали участие жители местных деревень, единственными «игровыми» актерами стали исполнители главных ролей.

«Море» был снят на цифровую камеру, а затем стилизован «под пленку». По мнению Александры Стреляной, это позволило добавить жизненной энергии в получившуюся картинку и сгенерировать «неповторимый пульс видеоряда».

На кинофестивале Александре Стреляной очень понравился прием публики: «Югорчане – очень теплые люди, которые по-настоящему любят кино. И вопросы в зале после показа картины были неслучайные, неравнодушные и сформулированы очень по существу. Я была приятно удивлена, ведь такое бывает не всякий раз. И, конечно, я очень рада этому, ведь мы делали картину «Море» с большой любовью. И я рада, что энергия людей, работавших над фильмом, Северного моря, героев картины дошла сюда и нашла благодарных зрителей».

Ну, положим, с режиссерами понятно – но ведь «Дух огня» в первую очередь для зрителей. В конце концов, кинофестивалей, попадание на которые гарантирует режиссеру успех и процветание, в мире всего четыре – Канны, Венеция, Берлин и Торонто. Остальные, по меткому замечанию кинокритика Романа Волобуева, работают в первую очередь на оживление пейзажа в том городе или регионе, в котором проходят. Ведь что качают на тех же торрентах даже те, кто имеет к ним доступ? Большей частью голливудское кино и прочие блокбастеры. Фестивальное же кино – странное, и в этой странности его особенная прелесть. Ни при каких других обстоятельствах жители Югры этих фильмов бы не увидели – даже журналисты, чего уж говорить о воспитанниках детского реабилитационного центра «Лучик», которых волонтеры из «Газпромнефть-Хантоса» организованно вывезли на детский киносеанс.

Может быть, в условной Москве фестиваль бы и затерялся, ведь жители мегаполисов в достаточной степени избалованы культурными изысками. Поэтому и нужно проводить его в небольших городах: люди здесь ничуть не меньше москвичей хотят чувствовать, что живут полноценной жизнью. Населенный пункт без культурного наполнения превращается в вахтовый поселок. Люди там не живут подолгу и при первой счастливой возможности уезжают. Мы ведь не хотим себе такой судьбы?

Ханты-Мансийск в этом отношении вообще уникальный город. Из-за высокой миграции (за последние пятнадцать лет население выросло более чем вдвое) и достойного уровня жизни он превратился в маленький населенный пункт, наполненный жителями мегаполиса. Да и вся Югра такая: мы очень требовательны к уровню мероприятий, проходящих на нашей территории, хотим, чтобы все было «как на большой земле», придирчиво осматриваем Валерия Гергиева, Сергея Соловьева и Уле Эйнара Бьорндалена – соответствует ли их масштаб нашему? Это, наверное, хорошо, но давайте все-таки не терять «Духа».

Подпишитесь