После громкого панк-молебна в храме Христа Спасителя в феврале 2012 года вокруг группы Pussy Riot развернулся скандал мирового масштаба. Общественное мнение разделилось: умеренно настроенные православные просто осуждали, патриарх Кирилл назвал произошедшее "глумлением над великими святынями" и выразил сожаление по поводу попыток некоторых верующих оправдать совершенное "кощунство". Отдельные религиозные фанатики требовали даже сжечь богохульниц. Иного мнения придерживались сторонники либеральных ценностей. Россияне выходили на митинги с лозунгами «Долой полицейское государство» и «Свободу Pussy Riot».
Вопрос о том, что государство должно регулировать и «религиозные моменты», всплыл тогда сам собой. Обсуждение и принятие закона об оскорблении чувств верующих вызвали много споров и в обществе, и в федеральных СМИ. По сути, новый закон дублирует статьи Конституции РФ. Главный документ страны гарантирует всем россиянам свободу вероисповедания, «включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Нельзя разжигать ненависть, в том числе религиозную, пропагандировать социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство. В то же время, Конституция не предусматривает даже возможности наказания за «распространение религиозных и иных убеждений».
Отметим, что сами религиозные деятели расходятся в оценках нового документа: каждый из собеседников Муксун.fm нашел в законе минусы, а вот плюсы для своих единоверцев увидели не все.
Так, отец Дмитрий, священнослужитель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в Нижневартовске, в беседе с корреспондентом Муксун.fm так и не смог определить, насколько полезным и своевременным новый закон окажется для православных христиан. Кратко мнение священника можно выразить поговоркой «Бог терпел и нам велел».
«Я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-то выступал против церкви, пытался уничтожить иконы. Конечно, есть случаи, когда «горячие головы» делают резкие высказывания о церкви или устраивают акции, но все это, по сути, на самой церкви не отражается. Христа, да и других святых, тоже оскорбляли, но они не принимали этого за оскорбление. Солнце грязью не замажешь. В православии не принято осуждать кого бы то ни было», - миролюбиво заметил отец Дмитрий. Вспоминая о выступлении Pussy Riot, православный священник говорит, что «с девчонок было бы достаточно и штрафа, тюрьма – слишком жестокое наказание». Но сам «панк-молебен» батюшка считает плохим предвестником. - «Все идет к тому, что в скором времени весь мир ополчится на церковь, как и написано в Апокалипсисе».
Иного мнения придерживаются мусульмане. Например, председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин, который прославился своей борьбой с мини-юбками и «фронтовыми» стопками, считает, что ответственность по новому закону придется нести и самим законодателям. На практике приверженцев ислама притесняет не абстрактный борец с религиозными предпочтениями, а другие законы Российской Федерации, считает муфтий.
Сам священнослужитель уже давно борется за права мусульманских девочек носить в школе платок. По его мнению, высказывание президента о том, что российские школьницы не должны носить хиджабы, поскольку живут в светском государстве, является оскорблением чувств верующих мусульман. Оскорбляет религиозные чувства и введение школьной формы: едва ли в Тюменской области и в Югре платок станет утвержденной частью повседневного костюма учениц.
«Ношение платка - это не прихоть и не упрямство, это обязанность мусульманки. Коран говорит прикрывать красоту, чтобы у мужчин не возникало «лишних» мыслей. Как мусульманин, я не одобряю запрет платков в школе и считаю это оскорблением чувств верующих. Нужно пересмотреть это положение школьных уставов. Как муфтий, я буду защищать этих мужественных девочек», - решительно заявил Фатых-хазрат.
Также исламский священнослужитель припомнил случай, когда ученикам одной из тюменских школ руководство образовательного учреждения запретило совершать намазы на перемене – в свете нового закона этот случай также можно считать оскорблением чувств верующих, утверждает муфтий.
С оскорблением собственных религиозных чувств, как выяснилось, сталкиваются и мусульмане Югры. Смотритель одной из мечетей в Сургутском районе, попросивший не называть его имени, рассказал Муксун.fm, что жители домов, расположенных рядом с культовым зданием мусульман, недовольны тем, что ежедневно им приходится слышать призывы к молитве. «Люди говорят, что это раздражает. Это ли не оскорбление чувств верующих? Ведь в православной церкви тоже звонят в колокола, и это все считают нормальным!» - высказывает свое недовольство мусульманин.
Стоит отметить, что этот пример Фатых Гарифуллин оскорблением чувств верующих не счел: «Наверное, тем, кто не исповедует ислам, пятикратный азан действительно не нравится. Особенно если учесть, что один из призывов звучит в три часа ночи. Я бы посоветовал убавить громкость динамиков – кто хочет совершить намаз, не нуждается в напоминании, он поставит будильник».
Любопытно, что гораздо более позитивно к закону относятся сторонники религий, не столь популярных у россиян – в новом законе они находят инструмент легитимизации. Так, руководитель церкви христиан-евангелистов «Слово Жизни» в Нефтеюганске Анатолий Шитов заявил, что видит в решении Госдумы «правильный дух». Принятие закона, считает пастор, оградит от нападок его единоверцев. Немудрено, ведь в отличие от прихожан отца Дмитрия, паства Анатолия Шитова подвергается критике за «нестандартный взгляд на жизнь» довольно часто.
«В принятии этого закона есть положительный момент. Чувства каждого верующего должны быть защищены. Это должно касаться всех людей, представителей всех конфессий, независимо от того, исповедует человек традиционную религию или имеет нетрадиционные религиозные воззрения. Если человек нетрадиционной веры, его не должны называть сектантом. Есть такое понятие – «дух закона». Так вот, дух у этого закона правильный, но как этот закон будет действовать на практике, зависит от того, кто будет его исполнять: это должны быть политкорректные люди, признающие право каждого иметь свое вероисповедание», - заявил Шитов.
Впрочем, сторонница еще одного нетрадиционного для России религиозного воззрения – кришнаизма, - наоборот, не видит опасности в том, что кто-то не разделяет ее взгляды. Анастасия Виноградова из Мегиона считает, что закон только внесет хаос в и так не стройные ряды верующих.
«Вера - это сугубо личный взгляд каждого на устройство мироздания. Каждая душа ищет свой путь. Ну, вот мне скажут - ты сектант. Мне нужно бежать в полицию и писать заявление? Нет. Я как верила, так и буду верить в свои истины. Не вижу пользы от этого закона. Наоборот, завтра какой-нибудь чудак начнет ходить голым по улице и заявит, что одежда на других людях оскорбляет его религиозные чувства. И что делать?», - рассуждает о законотворческой деятельности депутатов государственного парламента сторонница культа Кришны.
Кстати, одни из самых последовательных критиков закона как раз и предпочли довести его до абсурда. Сейчас свою официальную религию пытаются зарегистрировать т.н. «пастафарианцы» – приверженцы Летающего Макаронного Монстра. Рожденное в 2005 году в качестве пародии на мировые религии, пастафарианство быстро завоевало симпатии гиков. Акции церкви, как правило, направлены именно на иллюстрацию абсурда поддерживающих религию законов. Так, в 2011 году власти Австрии разрешили пастафарианину Нико Альму сфотографироваться на водительское удостоверение с дуршлагом на голове как религиозным головным убором. Так активист выступил против разрешения мусульманам фотографироваться на документы в хиджабах. Новый российский закон, что характерно, пастафарианцы «горячо поддерживают». Правда, уточнить их позицию Муксун.fm не удалось: на звонок корреспондента ответил робот, который (по данным сайта организации) произнес послание пастриарха Камы Пасты I-ого: «Здравствуй брат или сестра, русская пастафарианская церковь макаронного патриархата приветствует тебя. Если тебе плохо или хорошо, если ты ищешь ответа, макаронный монстр пребудет с тобой. И да коснется тебя его макаронина, и обретешь счастье».
Отметим, что, согласно данным сайта приверженцев этого течения, сегодня, 10 июля, в Москве должно пройти собрание, после которого в администрацию столицы подадут извещение о создании официальной религиозной организации. Так что пастафарианство обретет в России первую формальную структуру Церкви Летающего Макаронного Монстра, и, вероятно, любые попытки воспрепятствовать становлению этого вероисповедования как организованного также попадут под действие закона об оскорблении чувств верующих.
Несмотря на то, что закон уже принят и подписан президентом, пока что правоприменительная практика по нему отсутствует, а неясностей хватает. Нет четкого ответа на вопрос, что же все-таки попадает под «оскорбление чувств верующих». Как видим, далеко не все священнослужители его одобряют. Однако принимался он все-таки не за этим: если посмотреть на очередной труд депутатов Госдумы через призму недавнего скандала с группой Pussy Riot, ясно, что новый закон больше походит на инструмент карательного предназначения. Государство у нас светское, потому и инквизиция, коли таковая уже потребовалась, должна быть не церковной, а такой же - светской. А что именно станет предлогом для занесения карающего меча – так ли уж важно?