Posted 8 марта 2014, 07:19
Published 8 марта 2014, 07:19
Modified 3 августа 2022, 23:47
Updated 3 августа 2022, 23:47
Напомним, что фестиваль кинодебютов этого года был окрашен в красно-черные тона и посвящен теме «Человек и нефть». Так округ отпраздновал 50 лет с начала освоения Западной Сибири. Вот почему сцена закрытия «Духа огня» немного напоминала склад, переполненный разноцветными бочками с черным золотом.
Церемония началась с известного в Ханты-Мансийске этнического перформанса «Валя 86»: традиционная музыка в исполнении коренных жителей Севера неожиданно переросла в рэп. Пока молодой ханты «читал» о праве на жизнь по своим обычаям, на сцене появились ведущие церемонии Анастасия Цой и Алексей Смирнов. На этот раз обошлось без хоккейной формы, помазания друг друга черным золотом и высокопарных выкриков о том, что нефть – это наше все, что выгодно отличало происходящее от церемонии закрытия прошлого года. Еще одно отличие: жюри вместо президиума тоже разместилось на сцене, на стульчиках вокруг бочек с призами разного достоинства.
Самой обласканной судьями в этот день оказалась работа начинающего режиссера Ольги Беляевой – она привезла на «Дух огня» детское кино «Тайны темной комнаты». По словам дебютанта, работа над картиной шла очень трудно. Она не могла найти деньги на съемки, подходящих детей-актеров, поддержку у государства. И все же, вопреки многочисленным проблемам, фильм появился на свет.
«Оказалось, что нашей стране не нужно детское кино, хотя, если честно, мы сами напоминаем несчастных детишек, вынужденных, прячась за забором, смотреть на своих богатых сверстников из Европы и Америки, которые в собственном саду играют дорогими игрушками. Нам тоже хочется играть, но нечем – в России кино для детей не в тренде», – поделилась с журналистами Ольга.
Тем не менее, в этот вечер жаловаться на отсутствие поддержки режиссеру было бы грешно. Потому что, с одной стороны, она получила признание со стороны публики, взяв приз зрительских симпатий, с другой – ее фильм заработал одну из главных наград фестиваля – приз «За сохранение культурных традиций» от многолетнего спонсора «Духа огня», компании «Газпром нефть».
«Для нефтяников, как и для всех россиян, кино по-прежнему остается главным искусством. А сам Ханты-Мансийский округ был и всегда будет приоритетным для добытчиков черного золота, – пояснил член правления «Газпром нефти» Александр Дыбаль. – Наша компания постоянно наращивает добычу в Югре, и значит, мы можем продолжать поддерживать фестиваль кинодебютов».
Еще одним фильмом-счастливчиком была, несомненно, лента «Жажда» Дмитрия Тюрина о мирной жизни молодых парней, вернувшихся из Чечни. Приз имени Александра Абдулова получил Михаил Грубов, играющий в картине главного героя Костю. Представительницы актерского жюри Любовь Толкалина и Алена Хмельницкая одарили молодого человека не только позолоченным бюстом Абдулова, но и несколькими банками сгущенки. Как позже рассказал прессе Михаил, именно вкус сгущенного молока ассоциировался у героев фильма со вкусом жизни, который они утратили на войне. Приз же за лучшую женскую роль достался полячке Каролине Грушке за работу в картине Максима Панфилова «Иван сын Амира».
Малого слона от гильдии кинокритиков из Ханты-Мансийска увез Игорь Вишневецкий за картину «Ленинград», большого – Елена Фетисова за фильм «Параджанов».
Что касается главных призов для российских дебютантов, то здесь места распределились следующим образом: спрецприз от жюри ушел к Ольге Капур, представившей кино «Страна хороших деточек», Цветы таежной надежды бронзового достоинства киносудьи вручили Ирине Волковой за ленту «Диалоги», серебрянного – Максиму Панфилову, а золотого – Дмитрию Тюрину.
«Спасибо фестивалю, жюри, судьбе и прекрасному тексту Андрея Геласимова, с которым мне удалось поработать, – отметил Дмитрий Тюрин. – Считаю, мне очень повезло в жизни, потому что удалось осуществить свою мечту и снять полнометражную картину. Этот путь был долог и извилист, а начинался он в поселке Нижнесортымский Сургутского района, где я работал мастером по ремонту скважин и по совместительству снимал свою первую короткометражку. Мне всегда было тяжело ответить на вопрос: как я умудрился прийти в режиссуру, ведь между нефтью и кино, кажется, нет ничего общего. Но в моей судьбе сначала была нефть, потом кино, а сошлись эти два несовместимых понятия чудесным образом на фестивале «Дух огня».
Однако зрителей интересовало, куда же в этом году уедет главный приз кинофестиваля – «Золотая тайга». Вручать его вышел народный артист России Андрей Смирнов, заявивший, что для него Ханты-Мансийск отныне ассоциируется исключительно со снегом, солнцем и отличной закуской под водку – муксуном.
Итак, «Золотая тайга» XII «Духа огня» отправилась в Румынию вместе с картиной «Что и требовалось доказать» режиссера Андрея Грушницкого. «Серебряную тайгу» взял украинский фильм «Параджанов», а бронзовую – китайская «Семейная история» режиссера Цуй Цзянь.
Впрочем, на церемонии закрытия чествовали не только дебютантов российского и международного конкурсов. Свою долю славы получили и начинающие создатели кино – сотрудники компании «Газпром нефть». Авторам лучших микрофильмов призы вручал президент кинофестиваля Сергей Соловьев.
«Хочется сказать нефтяникам большое спасибо не только за верность, но и за то, как вы готовили фестиваль этого года, связанный с понятиями «нефть», «человек», «кино», – отметил режиссер.
По словам одного из создателей микрофильма, снятого на телефон, для нефтяников было большой честью стоять на одной сцене с талантливыми творческими людьми, настоящими профессионалами. «Спасибо, что пригласили нас сюда и дали почувствовать атмосферу кинопраздника», – подытожил свое обращение добытчик черного золота.
На этой ноте официальное закрытие «Духа огня» было окончено, оставалась лишь одна маленькая традиция – финальный хлопок знаменитой режиссерской хлопушки. Будем ждать фестиваля в следующем году.