Posted 20 октября 2016, 05:14
Published 20 октября 2016, 05:14
Modified 14 декабря 2023, 16:02
Updated 14 декабря 2023, 16:02
Произведение создано в особенной технике – вербатим. Материалом для пьесы послужили интервью с хантымансийцами, которые собирали сами актеры. И вот теперь со сцены звучат реальные истории. И слова – те самые. Это принцип документального театра – только правда, только реальность, без «украшательств».
«Мы хотели поработать с новыми формами, открыть двери «Югра-Классик» тем, кто сюда обычно не ходит. Документальный театр и документальное кино открывают очень большие возможности для городских проектов», – говорит Екатерина Гольдберг, куратор проектной лаборатории «Город своими руками», эксперт Института «Стрелка».
Вдохнула жизнь в пьесу Марина Крапивина, московский драматург. Она занимается не только документальным театром, но и проектами, связанными с городской средой. По мнению организаторов, у Марины не просто хороший опыт – у нее присутствует понимание общероссийского контекста, что очень важно. В Ханты-Мансийске есть свои сильные и известные режиссеры, а вот драматургов не хватает. Марина Крапивина в этом смысле – просто находка.
Актеры, участвующие в спектакле, – из разных творческих объединений: театра «Солнце», молодежного театра «Отдыхай», КТЦ «Югра-Классик» и других студий. Работа в жанре документального театра для большинства из них в новинку. Героев, которых они сегодня представляют на суд зрителя, актеры нашли сами. Раскрыли, смогли разговорить. Таксисты, официанты, ханты, нефтяник, женщина средних лет: все они – голос города, его пульс, боль, надежда.
А пришедшие на читку зрители – своеобразная фокус-группа. Смогут ли почувствовать настроение спектакля, поверят ли? Поверили. Больше полутора часов сопереживали, смеялись и вздыхали. А после – несколько минут аплодировали. Потому что эта искренняя история и про них тоже.
«Впечатления переполняют. Столько знакомого услышала! Актеры сидят на стульях, читают с листа пьесу, а у меня перед глазами все эти люди. Это все обязательно нужно ставить, потому что это никого не может оставить равнодушным», – признается Анна, одна из зрительниц.
Участники проекта, который рождён в рамках программы социальных инвестиций «Газпром нефти» «Родные города», планируют представить пьесу широкому зрителю уже 3 ноября.
Вторая инициатива проектной лаборатории касается создания центра культурных коммуникаций на базе городской библиотеки. Одна из первых идей – семейный клуб «Самарово». Воркшоп, благодаря которому в библиотеке появится центр культурных коммуникаций, в течение нескольких дней проводил для горожан руководитель программы обновления московских библиотек Борис Куприянов.
Комментарии
Екатерина ГОЛЬДБЕРГ, куратор проектной лаборатории «Город своими руками», эксперт Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»:
- Проектную лабораторию мы придумали для того, чтобы активные горожане могли участвовать в жизни города, создавать вместе творческие проекты. Это открытая образовательная среда, где получаешь не только новые знания, но и практический опыт в реализации своих идей. Лаборатория состоит из трех этапов. Сначала идут городские исследования. В начале октября у нас проходил воркшоп, включавший социокультурное и визуальное исследования. Потом мы определили три проекта. Два из них базируются в КТЦ «Югра-Классик» и библиотеке №6 в Самарово. Третий – будет реализован на базе творческого пространства «Вдох». У Ханты-Мансийска нет сложившихся городских традиций, потому, можно сказать, они создаются прямо сейчас. Сегодняшняя читка мне очень понравилась. Сначала было совсем непонятно, куда все это нас выведет. В результате пьеса подняла очень много разных пластов. Надеемся, что из этого получится полноценный спектакль.
Марина КРАПИВИНА, драматург:
- Театр занимается налаживанием коммуникации между разными площадками. Когда я только приехала, то увидела, что в городе существует насыщенная культурная жизнь. Подобный театр – своего рода психотерапия. Реальность травмирует. Встретиться с реальностью на самом деле страшно. А здесь мы ее встречаем без страха. Когда благодаря театру узнаешь эту реальность и других людей, – это, мне кажется, очень здорово. Истории, которые мы собрали, получились очень яркие, сочные. Вербатим – каждый раз поход в неизведанное. Я довольна тем, что получилось.
Анна-Ксения ВИШНЕВСКАЯ, художественный руководитель театра обско-угорских народов «Солнце»:
- Удивительная получилась история. И мне очень понравился финал, в котором на сцене остается один старый ханты. Другие герои уехали: один в Москву, второй еще куда-то. Да, для многих людей Ханты-Мансийск – временное жилище, но есть те, кому здесь комфортно. Я даже не думала, что пьеса в итоге вырулит именно в эту сторону. Это такая точка-шедевр. Здорово, что все начинается с описания одного из кафе с окнами-аквариумами. И все стараются сесть к этим окнам, потому что им невероятно скучно. Все очень здорово скомпоновано.
Алеся ШАБУЛДАЕВА, артистка театра танца «Смола»:
- Прежде всего, я – артист балета. Но мне всегда хотелось попробовать себя как актрису. Я чувствовала, что это мое. Сначала я немного испугалась. Как я пойду к людям? Смогу ли их разговорить? Но, оказалось, делать это очень интересно! Меня это поразило и затянуло. Люди оказались очень контактными. Мой персонаж – яркая женщина, ее образ я запомню на всю жизнь. У меня было еще несколько интервью, но они менее колоритные. Надеюсь, это все выльется в классную пьесу.
Каролина ШИБКО, продюсер проектной лаборатории «Город своими руками»:
- В сборе материала для пьесы и в дальнейшем в читке участвовало около 12-15 человек. Для города документальный театр пока в новинку. Но в этом и есть наша миссия – знакомить горожан с новым и показывать наш город с другой стороны, создавать неформальные творческие сообщества.