Что, собственно, произошло? Глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин повстречался с митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом. Поговорили о делах церковных и мирских. В числе прочего обсудили планы строительства в столице округа четырёх новых православных храмов, под которые уже выделены земельные участки — на ОМК, на СУ-967, на улице Чехова и в микрорайоне «Иртыш-2».
Официальный релиз про эту встречу опубликовал официальный сайт органов власти Ханты-Мансийска. На основе релиза «Муксун.фм» сделал новость. Эту новость репостнул крупнейший городской паблик «Типичный Ханты-Мансийск». Вот тут-то и началось…
«Зачем???????» — это первый комментарий, который оставил под новостью некто Евгений Владимирович. Он собрал 58 лайков.
«Чтобы было!:)» — это второй комментарий, от горожанина Дмитрия Суркова. Он не собрал ни одного лайка.
Уже в третьем комментарии появилась инвективная лексика.
За сутки посетители паблика оставили около 200 комментариев, в которых навешали всем. Досталось и РПЦ, и властям, и христианам, и мусульманам, и даже немножко иудеям. Не задетыми остались разве что коренные малочисленные народы Севера.
Пересказывать, кто и о чем писал, мы тут не будем. Если вы любитель такого чтива, то можете сами ознакомиться. Если же коротко подвести итог диспута, то хайпующие горожане разделились на неравные группы, отстаивающие следующие позиции:
— Хватит строить церкви! Надо строить детские сады, школы, спортзалы, зоопарки (нужно подчеркнуть);
— Отстаньте от церкви! Она строит на свои деньги, а не на бюджетные. Если хотите построить что-то другое, скидывайтесь и стройте;
— Это дискриминация мусульман! Православных храмов в городе будет куча, а соборную мечеть всё никак не построят;
— Да здравствует Русь святая, православная! А всяким Наргизам и Фанзилям нечего нас жизни учить.
И всё это со ссылками на Конституцию и якобы толерантными оговорками «я не против православия/ислама, но…»
Вот уже не знаем, читали ли всё это Максим Ряшин и митрополит Павел или им пересказали подчинённые. Но реакции на это всё пока не последовало ни от властей, ни от церкви. Может быть, думают, как лучше отреагировать? Но, скорее всего, решили тупо не замечать — ну, мало ли что там в интернете пишут. Дескать, неконструктивных «бузотёров» (ведь этот термин давеча популяризовал Аман Тулеев?) везде хватает, и выходить к ним общаться — не дело достойных мужей, занятых делами государственной важности.
В особенности опрометчиво было бы замечать разгул такой общественной стихии на своей территории в канун православной Пасхи и в самый разгар Года гражданского согласия. Ведь только-только в Ханты-Мансийске отгремел помпезный Гражданский форум, во время которого на территории Югры, среди прочего, провозглашались мир, дружба жвачка. Да и вообще, как мы знаем по названиям различных окружных проектов и содержанию билбордов, Югра у нас — и «многовековая», и «многонациональная», и «территория сотрудничества», и «лучшее место для жизни». Здесь ругаться запрещается.
Но, кроме шуток, властям таки стоит задуматься, что вектор их усилий в вопросах всевозможных «согласий» и отношений с религиозными организациями уже очевидно указывает не туда, куда хотело бы смотреть общество. Ведь ни один из участников диспута не сказал: «Ах, как здорово, что в нашем замечательном Ханты-Мансийске появятся новые храмы! Спасибо вам, Максим Палыч и владыко Павел!» В самых одобрительных комментариях говорилось что-то типа: «Пусть лучше будут церкви, чем пивнушки». Ну, и то, что рядом с новыми храмами обещают создать детские и спортивные площадки, народ тоже в целом одобрил, хотя и без радости — дескать, «ну хоть что-то».
Наверное, стоит задуматься и церкви: может, четыре новых храма для 100-тысячного Ханты-Мансийска — и вправду перебор? Неужели кафедральный Воскресенский собор, храм в Самарово и церковь напротив ОКБ уже настолько переполнены? А может таки стоит потратить собранные пожертвования иначе — на православный детский сад, православный спортзал, православный асфальт для православной дороги, православный капремонт в доме, где живут православные?
А может — по-православному помочь мусульманской общине мечеть построить, на которую никак денег насобирать не могут? Ну а что, все же люди — братья, разве нет? Особенно — в Год гражданского согласия.