Сегодня исполняется ровно полгода, как якутский шаман Александр Габышев вышел из своей деревни в экзорцистский политический поход на Москву. За это время стартовавшая как будто фарс акция набрала обороты, и с июля обрисовывается не только в соцсетях, но и стабильно в СМИ, все больше – в федеральных.
Митинг-обряд в Чите, статья в Википедии, фан-группа, столкновение с бурятскими «коллегами», комментарии шаманов из других регионов … – информационный ком нарастает. Одновременно снижается, пусть медленно, и градус иронии: в «Ведомостях» уже констатируют, что «Конфликт шаманов-лоялистов с шаманом-оппозиционером – не такой уж абсурдистский сюжет для страны, где шаманских практик не чурается и власть».
Расширим угол зрения. Кажется, по нынешним временам сцепка шаманизма и политики перестает быть абсурдистским сюжетом для любой страны. В прошлом материале, например, мы сообщали о движении за отзыв с поста губернатора американской Аляски. Удивительно или нет, место для раннерелигиозной аборигенной обрядности и заклинаниям здесь тоже нашлось.
Оригинальным медиа-катализатором «Recall Dunleavy» стал тотемный 3,5-метровый «Столб Позора», который изготовил резчик Томми Джозеф, родом из тлинкитского клана Каагваантан. Столб был сделан в июле в Ситке, где живет мастер, и к началу кампании по сбору подписей за отзыв, был перевезен в Джуно, столицу штата (став, к слову, цепляющим «украшением» соответствующей новости сверхвлиятельного ИА Associated Press).
Тотемная культура коренных аляскинцев традиционна, и «стыдобные столбы» – в смысле стыжения человека высокого положения за какой-то долг, тут не редкость (прим. ред.: в 2007 году устанавливался, например, компании Exxon). Преимущественно это частная инициатива: кто хочет, знает и умеет – тот режет, наделяя смыслом.
«Я был вынужден, я чувствовал необходимость сказать то, что должен сказать», – выступил Джозеф против губернаторского бюджетного секвестра. Среди прочего, с сокращением регионального совета по искусству он сам лишается финансовой поддержки. В своей работе автор изобразил внизу президента Трампа и вверху – Данливи, наделив их образы некими политическими деталями, а между ними сделал доску для комментариев. После демонстрации в Джуно перед заксобранием и резиденцией губернатора «тотем стыда» везут через населенные пункты штата до Анкориджа; далее рассматривается возможность «турне» по стране.
Обратим внимание, в контексте данной тотемно-политической истории по-особому смотрится факт, что «мотором» и фронтвумен движения «Recall Dunleavy» является активистка Меда Девитт, не имеющая по рождению отношения к коренному населению Аляски, но с ними тесно связанная, позиционирующаяся как «духовный практик», «народный целитель», «хилер» и «этно-травник».
В целом, как видно, шаманские, тотемистские практики проникают сегодня в политическое поле не только России, на ее Севере, но и других приарктических стран. Прогноз – так пойдет по нарастающей.
Даже не принимая в расчет магию, в знании психологии человека, бытовых моментов и сил природы, имиджелогии, коммуникационных способностях «квалифицированному» шаману не откажешь. И чуткие политики уже улавливают здесь специфический потенциал, новые перспективы: шаманизм, как пишут СМИ, входит у представителей российской власти в моду. Заметно развиваются связи шаманов северных регионов (последний случай - совместное тушение сибирских пожаров.
А с учетом этноисторического и лингвистического аспектов, типологической близости культур малых северных народов и возможности современных средств коммуникации шамано-политическому процессу нельзя исключать и центростремительного вектора. Вот, посмотрите, та же Якутия год назад установила в Анкоридже ритуальный деревянный семиметровый столб «сэргэ» как особый «Тотем Дружбы» России и США.
Переходя к ЯНАО, информация о шаманском сообществе края в сети "Интернет" разрозненна. Наверное, можно доверять выводам исследователей, что после силовых «зачисток» 1920-40-х годов оно не смогло набрать прежнюю силу, ярких фигур сейчас мало, и регион испытывает большие сложности в сфере «обучения [молодого поколения] сложному искусству шаманизма». С другой стороны, ситуация приобретает отныне политический оттенок. И внутри-, и внешне-. Контур арктическо-региональной соревновательности захватывает и эту поляну. Посчитают ли ямальские власти нужным и готовы ли здесь конкурировать? Если да, ответ нужно дать уже сейчас.