Posted 7 августа 2020, 13:56

Published 7 августа 2020, 13:56

Modified 14 декабря 2023, 16:03

Updated 14 декабря 2023, 16:03

Монументально-скандальная эпопея на Аляске. Часть вторая.

7 августа 2020, 13:56
Медиаисследователь Сергей Климаков продолжает заниматься актуальными аспектами исторического наследия Александра Баранова, первого русского губернатора на Аляске.

В первой части исследования автор Сергей Климаков разобрался с историческом барановском наследием на Аляске. Можно ли было предполагать ранее, что ситуация с памятью Баранова в этом американском штате развернется негативным для России образом и как здесь проявляются большая политика и современное искусство.

Итак, дальше про тотемный столб. Получилось, что под «опекой» федеральных властей вопреки изначальному отношению туземцев Baranov Totem Pole десятки лет исполнял роль т.н. «столба насмешки» (Муксун.fm уже про них рассказывал). Именно как «shame/ridicule» его характеризуют в обзорной статье об аляскинских тотемных столбах в Википедии. (Одновременно и «самый фотографируемый тотем штата»).

На просьбу ситкинских индейцев в 2008 году «одеть» голого Баранова при художественном обновлении объекта (опять-таки на федеральные средства) власти не отозвались, смазали дискуссию. Однако бучи не было. Тлинкиты в 2011 году приняли участие в торжественной переустановке Baranov Pole, где племенной старейшина Ник Лоусон толерантно сгладил углы, высказавшись, что все зависит от персональной интерпретации истории: «мне лично ближе оригинальный эскиз, я выбираю позитив… и не хочу рассказывать внукам о ссорах».

В итоге, как можно видеть с 1940-х до последних лет, уважение к Баранову у аляскинских старожилов сохранялось. Еще информация в пользу. В свое время исход русско-индейского противостояния на Аляске, оказывается, не был подкреплен обязательным ритуалом, и к 200-летию битвы при Ситке главы тлинкитских кланов заявили инициативу по всем правилам «зарыть топор войны». При содействии официальных структур США и России в Москве разыскали и пригласили, что требовалось по смыслу акции, Ирину Афросину, прямого потомка Александра Баранова, и в октябре 2004 года в Национальном историческом парке Ситки состоялась особая церемония скорби и примирения. Оплакиванием освобождались негативные эмоции людей, чьи предки умерли в сражениях, далее славился дух дружбы, сотрудничества и по соглашению утверждался вечный мир для русских и всех коренных Аляски. (Кстати, на территории этого парка расположена могила наших мичмана и шести матросов со шлюпа «Нева», погибших в битве 1804 года).

Конечно, сплошного пиетета к Баранову на Аляске не было никогда. Тем не менее, негатив и неприязнь по силе проигрывали уважению. Хотя иногда грубо прорываясь. Так, перед открытием в 1989 года у бронзовой статуи вандалы отпилили нос, в 2013-ом – изрезали голову (правда, тогда и деревья вокруг порубили). В 2004 году не все члены племен одобрили примирение с русскими. А с недавних пор барановскую медиа-повестку в Ситке будоражат – внимание: не тлинкиты по рождению – разные НКО-активисты. Некто Даг Осборн в 2015-ом предлагал школьному совету Baranof Elementary School заменить имя русского в названии каким-нибудь локальным термином. «Большинство согласны, и я тоже, что Баранов заслуживает места в истории – но это совсем не значит, что заслуживает почетного места и в наших государственных школах. Он был незваным гостем». В 2017 году общеамериканскую волну сноса памятников конфедератам подхватили в Ситке супруги Ларри Эдвардс (Greenpeace) и Мартина Курцер (Against Family Violence), призвавшие через прессу убрать монумент Баранову как «камень преткновения», напоминающий, «что жившие здесь 10 000 лет люди теперь не в ответе за собственную землю». Развернувшаяся по этому поводу на городском онлайн-форуме полемика (в массе – против) была такой жесткой, модераторы ее заглушили и стерли. Наконец, в прошлом году в Кадьяке параллельно с освоением крупного гранта Дом-музей Баранова был переименован просто в Кадьякский исторический музей.

С другой стороны, в этот же период, три года назад, увидела свет новелла автора Роджера Сейлера «Мастер Аляски», в которой жизнь Баранова описывается увлекательно и объективно. Книга получила хороший пиар, положительные отклики читателей. Из аннотации к изданию: «Захватывающая история харизматичного русского лидера... После кораблекрушения он выжил в суровых условиях и побудил алеутов помочь ему, женился на молодой девушке… построил империю и искал мира с тлинкитами. Во многом благодаря ему Аляска ныне является частью США». Отзывы: «Отличное чтиво! Баранов – умный, амбициозный и невероятно смелый», «История, драматизирующая внутренние и внешние конфликты замечательного человека».

Таким образом, исторический плюрализм мнений относительно Баранова на Аляске налицо. Многим, очень многим тут герой симпатичен. И все же тренды мемориального процесса закладываются не в регионе, а из центра, в общенациональной политике и ведущих СМИ. Всплески почитания Баранова в Ситке – 1942 (тотем), 1989 (статуя), 2004 (церемония примирения) – попадают как раз на годы российско/советско-американского сближения: антигитлеровский союз, окончание Холодной войны, иракские расклады. Опять же, федералы решали не только быть или не быть Totem Pole, но и стоять Баранову в штанах или без, привозить на церемонию замирения его прапраправнучку или нет…

Надо ли поэтому удивляться, что сегодня, когда ветер большой политики и медиа дует в другую сторону – антироссийскую, антимемориальную – в Ситке не видно гражданской про-барановской консолидации, семья Хейнс дистанцируется от подаренной ею статуи, а вожди племен запамятовали про «вечный мир» с русскими. Народ, судя по интернет-комментариям, тревожится грядущей BLM-изации, но местная элита-лидеры сообщества разумно выбирают «колебаться с линией партии». Не всем из них это по душе, однако вставать в оппозицию, кроме члена горсовета Вэлори Нельсон и православного архиепископа Давида Махаффи – смельчаков во власти не находится.

Не исключено также, что «сдача» Баранова является частью и масштабной над-ситкинской политической игры, политической расторговки. После ассамблеи (горсовета) 23 июня прогноз был скорее благоприятный: вопрос затягивался до осенних городских слушаний-голосования, подход мэра Гэри Пэкстона – взвешенный. И вдруг от двух депутатов выскакивает анти-барановская резолюция, которую утверждают сразу на очередном заседании, 14 июля. Реальное же соотношение противников-сторонников релокации памятника среди горожан осталось не выясненным.

Петиция за Баранова на Change.org набрала, кстати, в два раза больше голосов, чем против. Да, ее подписывали, в том числе, русские со всей Америки, но тогда нужно проверить и поддержавших другую позицию, сколько иногородних там – а про это не говорят. Для понимания, в facebook-группе «Социальная справедливость и расовое равенство в Шит'ке» состоит 560 человек, около 6% ситкинцев, открытые обращения из них подписывает примерно половина. Любопытным кажется и то обстоятельство, что в ведущей ситкинской газете Daily Sitka Sentinel с 27 июня по 15 июля было опубликовано десять аргументированных эмоциональных писем за перенос монумента (например) и только два против, одно нейтральное, хотя до 27-го числа пропорция была обратной: за перенос – два, против – четыре письма. И послдняя информация в тему: 21 июля 80-летний мэр Пэкстон подал документы избираться на новый срок.

Не углубляясь в детали, думается, политическими факторами-ускорителями смещения барановского монумента могли выступать: решение администрации Трампа 25 июня об увеличении площади нефтегазодобычи на Аляске, ноябрьские президентские выборы и позиция влиятельных аляскинских сенаторов-республиканцев Лизы Меркауски и Дэна Сэлливана, общерегиональная повестка мемориального наследия колониализма с удалением, помимо Баранова, памятников в Анкоридже мореплавателю Джеймсу Куку (подарен компанией British Petroleum к 200-летию США в 1976 году) и в Джуно – госсекретарю Уильяму Сьюарду, с чьим именем связана покупка Аляски у Российской империи (установлен в 2016 году). В данном случае логика пожертвовать из трех меньшим, чтобы удержать большее вполне естественна.

И еще важный фактор, отдельно: паблисити Николаса Галанина, хедлайнера анти-барановского движения в Ситке, блеснувшего бойцовскими качествами в ассамблее 23 июня против экс-мэра Нельсон. Галанин (второе имя Йейл Я-Цен) – тлинкитской и алеутской кровей, успешный деятель современного искусства, мультидисциплинарный художник, актуализирующий/политизирующий идентичность коренных народов, его карьера идет резко в гору. Выставки, акции, пресса по всей стране; сейчас, к примеру – в Нью-Йорке, с аттестацией New York Times. В июне же, как раз на фоне аляскинских споров, участвуя в 22-ой Сиднейской биеннале, Галанин сорвал аплодисменты по всему миру с инсталляцией под названием «Тень на земле, раскопки и могила в кустах», провоцирующей идею захоронения памятника Джеймсу Куку из Гайд-парка главного города Австралии (обратите внимание: не Аляски).

Характерное совпадение, что в день решения по Баранову в ассамблее Ситки Галанин был отмечен стипендией соросовского Open Society Foundations, чтобы «исследовать взаимосвязь миграции и земли с точки зрения коренных народов и через призму экологических и социально-политических последствий изменения климата». Это работа для аляскинского/арктического лидера новой формации. Недавний обзор от Associated Press «Аляскинские попытки удалить статуи колонизаторов», первый в глобальных СМИ материал по барановской мемориальной проблематике, завершается словами Галанина: «Уберите статую, разрушьте превосходство белых, расплавьте ее и сделайте статую человека, достойного бронзы».

Так может нам в России стоит выдохнуть, что Баранов не идет ломозаготовкой для фигур вождя Катлиана или Элизабет Ператрович, а переезжает под крышу в культурное учреждение и всего-то на 37 метров со своего места. Плюс пока еще есть какие-то силы у поколения Вэлори Нельсон и архиепископа Давида.

Муксун.fm следит за развитием ситуации.

Подпишитесь