Posted 22 ноября 2020, 11:45

Published 22 ноября 2020, 11:45

Modified 15 сентября 2022, 21:34

Updated 15 сентября 2022, 21:34

Арктическая Гиперборея Евгении Арбугаевой

22 ноября 2020, 11:45
Сюжет
Чукотка
Выборы в США прошли. Скоро Арктику как и весь мир ожидает усиление климатической повестки, и Грета Тунберг понесет свой флаг на Северный полюс. Молодая фотограф Евгения Арбугаева родом из российской Арктики, она снимала Грету для обложки TIME. Как ощущает она свою землю? Об этом – медиаисследователь Сергей Климаков.

Хорошая осенняя медиалогия для известного фотомастера родом из Якутии (смотри англоязычную Википедию) Евгении Арбугаевой. Не нуждающееся в представлении мега-издание National Geographic публикует ее фото- и текстовый материал «Застывшие во времени легенды и жизни российского Крайнего Севера. Фотограф возвращается к собственным корням и западающей в душу непостижимой красоте полярного пейзажа». С прошлой недели эта статья лежит на сайте NatGeo, и выйдет в печатной версии журнала в декабре. Читается она легко и цепляет оригинальной мыслью. Вообще, кажется, что выражаться письменно и публично у Евгении получается удачно так же, как в своих снимках.

Из знаменитых арктических серий Арбугаевой – «Weather Man» Вячеслав Короткий из Ходоварихи, смотрители Евгения и Иван с метеостанции и маяка Канин Нос, Диксон, Энурмино и моржовая осада на Чукотке – редакция NG подобрала около двух десятков фото. И автор их комментирует, тут же открывая свою «северную» творческую философию.

«Люди говорят, если в вашей системе есть Арктика, она всегда будет звать вас… Я давно уехала из [родного] Тикси жить в больших городах и разных странах. Но Арктика зовет меня обратно. Я жажду ее изолированности и замедленного темпа жизни. В ледяном пейзаже мое воображение летит без препятствий словно ветер. Каждый объект делается символическим, каждый оттенок цвета – многозначительным. Только тут я становлюсь собой. То же самое и с теми, кого я фотографирую. Иногда мне кажется, их истории похожи на главы в книге, каждая из которых и рисует мечту, и связана с любовью к этой земле. Есть отшельник, который воображает, что живет на судне в море, и молодая женщина с фантазией жить с любимым на краю света. Сообщество, поддерживающее свое прошлое и будущее следованием традициям и пересказом мифов предков. И, наконец, старая советская мечта о полярных исследованиях и покорении. У каждой грезы отдельная цветовая палитра и атмосфера. И каждый человек здесь находится по какой-то причине».

В этих словах чувствуется душевная глубина и искренность, не какой-то селф-маркетинг, Евгения не исполняет роль. Главное – ее произведения сами не дают соврать.

Из анкеты Евгении Арбугаевой:

Оказали влияние: «Писатели-реалисты в целом, в частности, Габриэль Гарсиа Маркес».

Высший момент жизни: «Пройти на ледоколе почти весь Северный морской путь за 2,5 месяца». Момент слабости: «Постоянная неуверенность в себе на фрилансерском пути».

Ценный совет: «Выясните, что реально вами движет, и держитесь этого».

Американское Национальное географическое общество (National Geographic Society, совладелец одноименных журнала и ТВ) плотно сотрудничает с Арбугаевой уже несколько лет – награждало исследовательской стипендией, привлекает на конференции, помогает продвигать работы. [Прим. ред.: Обратите внимание на слабо отмеченную в России серию о торговле бабочками в Индонезии]. Евгения участвует в экспедициях общества в качестве эксперта. Прямо сейчас место в ее команде в летний морской тур на российский Дальний Восток и о-в Врангеля можно приобрести за 18 тысяч долларов.

Арктический цикл Арбугаевой представлен сегодня также и на ее персональной экспозиции «Гиперборея: истории Русской Арктики» в лондонской The Photographers' Gallery. Знаковая, первая по счету для автора в Великобритании выставка будет идти до конца января 2021 года.

Гиперборея – греза уже не героев Евгении, но ее самой. «Название проекта, – указывается на сайте галереи, – из греческой мифологии, восхвалявшей безмятежную землю «за северным ветром», где раса мирных великанов жила на плодородной земле, где царило согласие и всегда светило солнце. Русская Арктика с ее бесконечными белыми ночами, необычными световыми эффектами и территорией, богатой природными ресурсами, является живой манифестацией этого легендарного царства, что еще больше привлекает Арбугаеву: «Меня всегда восхищали ранние карты Гипербореи, и [то, что] Арктика жила в воображении людей еще до того, как они ступили сюда. Она по-прежнему ассоциируется с волшебным и возвышенным».

Здесь же на сайте Photographers' Gallery можно (нужно) прослушать или прочитать текстовую расшифровку нескольких аудиоподкастов Евгении с рассказами об обстоятельствах создания конкретных выставленных снимков и размышлениями о собственном пути фотохудожника в Арктике. Объемнее, чувствительнее, чем в NatGeo.

«[Помимо странного визуального опыта бесконечных полярной ночи и полярного дня, массы свободного времени] есть более глубокие вещи, которые вы начинаете замечать внутри себя. Ваш взгляд останавливается на пустом ландшафте и на горизонте – и все ваши вещи из бессознательного начинают выползать наружу, бежать в голову. Начинаете задавать себе много вопросов – и у вас есть время на них ответить. В этом смысле Арктика оказывает очень очищающее воздействие на многих людей, особенно на меня – это визуальное очищение, эмоциональное и личное… Я чувствую себя связанной с людьми, которых фотографирую в Арктике, больше, чем кто-либо. Полагаю, и меня тоже как-то принимают за свою, это просто совсем другой образ жизни и мышления…»

И – обнадеживающее: «Я точно не закончила [арктический] проект. Думаю, что это будет то, чем я буду заниматься всю свою жизнь, потому что это дает мне цель снова туда поехать. И я не могу жить, не будучи там. Мне просто нужно быть там».

Экспозиция в Лондоне была хорошо анонсирована, подключалась даже The Times. Редакция National Geographic тоже поделилась восторгом от фото Евгении: «Экстраординарные образы» – заглавными буквами пишет старший редактор Индира Лакшманан, «Гипнотично. Сюрреалистично. Мечтательно». – комментирует другой сотрудник издания. Теплая реакция мирового культурного и медиа-сообщества. Хотя для него планка NG и Times традиционно сама по себе сигнал важности, таланту мастера здесь, очевидно, аплодируют непритворно.

Вот несколько откликов из Твиттера:

Московский корреспондент The New Yorker Джошуа Яффа: «Я знаю, что на этой неделе много всего, но [три смайла полицейской мигалки] новые фотографии Евгении Арбугаевой из российской Арктики в @NatGeo».

Арктический эксперт и блогер Миа Беннет: «Прекрасное искусство авторства из #Arctic, которое очеловечивает образ региона».

Журналист Associated Press Франческа Эбель: «Все в этом искусстве/фото Арбугаевой волшебно... И заставляет меня сильно скучать по России [смайл снежинки].

Автор Эми Уотсон: «Я хочу написать роман с действием в этой комнате [на фото]!».

Дарра Гольдштейн, признанный исследователь русской литературы и кухни: «Взгляните на этот великолепный фоторепортаж Евгении Арбугаевой, и вы поймете, почему я в восторге от Русского Севера!».

А вот, на наш взгляд, лучший отзыв – Лидии Манч из гида Londonist: «Арбугаевские истории – об одиночестве, или хрупкой крошечности людей в суровом мире, равно об ощущении, что мы подошли к концу человеческих дорог – мощно бьют сейчас, когда пандемия зацепила все мысли и планы. Но есть еще и нежность пары, держащейся за руки на бесконечном льду, и кот, тихо прильнувший к ноге человека, и игра света на деревянном полу, и маленькие яблоки, аккуратно завернутые в газету: есть вещи, которые бросают, есть – которые берегут».

Гуманистические арктические истории фотомастера и фотоисследователя Евгении Арбугаевой не столько о спасении Арктики, они – о спасении Человека. Через Арктику-Гиперборею.

Подпишитесь