Posted 7 августа 2022,, 06:43

Published 7 августа 2022,, 06:43

Modified 7 августа 2022,, 06:57

Updated 7 августа 2022,, 06:57

Чум и люди. В Сургутском районе проходит фестиваль

Чум и люди. В Сургутском районе проходит фестиваль

7 августа 2022, 06:43
Фото: Александра Титова / 1MI
6 августа на территории базы отдыха «Валикас» в поселке Барсово Сургутского района стартовал первый районный «ЧУМовой фестиваль».

В дальнем от тропинки чуме накрыт стол. 

«Девочки, фотосессия!,— восклицает женщина в синем традиционном платье ханты.  — Вон там у нас куколки, медведица, —  показывает женщина в дальний угол чума. —  Ей надо денежку положить, копеечку хотя бы, и поцеловать. Медведица очень обрадуется, и когда в лес придёте, близко не будет с вами здороваться, издали только. Что есть, то и положите, вы не волнуйтесь, самое главное – внимание. Хозяйка медведицы – Дарья Ивановна, возле нее сидит. Обычно медведица у нее дома».

6 августа на территории базы отдыха «Валикас» в поселке Барсово Сургутского района стартовал первый районный «ЧУМовой фестиваль». Он направлен на сохранение традиций,  разговорного языка и образа жизни, духовной и материальной культуры малочисленных народов Севера.

Идею провести фестиваль предложили в этно-культурном центре народов ханты и манси «Хатлые» из поселка Тром-аган. Этно-центр получил грант губернатора Югры на реализацию проекта в размере 1 480 тысяч рублей, а также софинансирование в 605 тысяч.

7 августа пройдет второй день фестиваля, приглашают всех желающих, вход свободный.

«У нас картины занесли, дождь начался. В 15 часов начало будет», «Это обереги», «А это уже современные сумочки? Джинсовые?», — слышатся разговоры с разных сторон. Собравшиеся – представители коренных народов, жители Барсово, Сургута, Лянтора,  поселка Нижнесортымский, села Сытомино, деревни Русскинская, поселка Тром-аган. Между деревьев бегают две девочки в традиционных костюмах, бросают самодельный аркан. Ни комаров, ни мошек. В кустах виднеется черника, которую собирают и поедают дети, и созревающая брусника. 

Подъехали журналисты с камерами, фотоаппаратами, территория фестиваля ожила.

«Мы не любим лежать на диване и охать, — восклицает жительница Барсово Римма Полякова. Она дает интервью тележурналисту. — А любим на мир смотреть, нам хочется знать, запоминать, открывать что-то новое».

В чуме, подальше от камер, сидит муж с женой. Это чета Нимперовых.

«Мы – нижнесортымские. У нас нет музея,  каких-то различий в культуре тоже, — говорит тихим, размеренным голосом Дмитрий Нимперов. Он сидит скрестив ноги на полу, его жена, молча, на скамеечке. —  Разговариваем по-хантыйски, мы живём на стойбище в лесу, в деревянном срубе. Мы всегда жили в лесу, дети тоже в лесу,  мы отдельно, дети - отдельно. Оленей у нас нет, уже лет 15 где-то. Себя только кормим, собираем ягоды, грибы, ловим рыбу».

Удивительно, что в Сургутском районе остались представители коренных народов, которые живут в лесах по традициям предков. Но, к сожалению, молодое поколение толком не знает ни жизни на стойбище, ни родного языка, который является хранителем культуры народа.

Из воспоминаний о поездке в республику Марий Эл: студенты из числа марийцев поголовно разговаривали на родном языке, с гордостью отвечали: «Я – марийка». Сравнивая коренные народы Севера с марийцами, ханты и манси - скромнее и тише, в постоянной тяге к природе, с верой в природных божеств.

Глава Сургутского района Андрей Трубецкой, председатель этно-центра «Хатлые» Майя Швейд под прицелом журналистов обсуждают будущее фестиваля.

«Оно всё это живое, традиционное, —  рассказывает Майя Швейд. — В Сургутском районе оно будет развиваться дальше. Почему мы сделали здесь - потому что Барсово -  в центре Сургутского района, и как говорится, все могут сюда попасть. Изначально задумывалось провести фестиваль в Тром-агане. Мы уже написали на грант президента, хотим расширить вплоть до окружного уровня,  собрать все территории округа. Вы представьте, если у нас сейчас  9 чумов от Сургутского района, а там ,соответственно, сколько будет чумов, сколько традиций! Двумя днями мы точно не обойдемся».

— Может его сделать не кочевым, а стационарным? Например, в Русскинской, Тром-агане обустроить площадку, 10-15 чумов поставить и ежегодно проводить, — предлагает Андрей Трубецкой.

Дело в том, что если их ставить, постоянные испортятся. А Русскинская итак много получает.

У неё большая перспектива с точки зрения туристического центра. Можно там обустроить. Постоянно действующую надо, чтобы не раз в год, а постоянно. Тем более там есть «Музей природы и человека», — возражает глава района.

Неподалеку разговаривают женщины: одна – в традиционном платье, участница фестиваля, проводящая мастер-класс по украшениям, другая – в обычном платье.

«Мы из деревни Русскинская. Вот, кстати, директор нашего музея – Татьяна Александровна».

— Какой же у вас музей, на всю страну музей!  На весь мир, вы правильно сказали.  Он упакованный по полной. Мы – педагоги возим детей на летние площадки,  ваш старый музей был так упакован,  там ни одного живого места не было! рассказывает гостья фестиваля.

—  Я помню у меня мама, она ханты, умерла в 80-ом году, мне тогда было 20 лет, — женщина показывает подвески из бисера с национальными орнаментами. —  Я помню мы с ней делали такие подвески. Вот всё что нашла, собрала, это с тех времён».

На другой площадке фестиваля расположился новенький лабаз, традиционное жилье и маленький лабазок для подношения лесным духам. Изначально, ханты верят силу в шаманов и природных стихий.

«То есть целить на пол метра выше и правее? – спрашивает мужчина. – Кидаете, а это подкидываете.

«Убежал твой олень», —  комментирует наблюдающий за происходящим мужчина.

«Неплохо,  рядом было, просто нужно было ближе подойти», — похвалил тренер по северному многоборью Борис Щербаков.

«Это вид спорта – метание тынзяна на хорей,  называется, — рассказывает Борис Щербаков, тренер по северному многоборью. — Он в программе национальных видов спорта по северному многоборью, в который входят пять видов: метание тынзяна на хорей, то что сейчас делал, метание спортивного топора, бег на три километра с палкой, тройной национальный прыжок и прыжки через нарты. Это один из видов. — продолжает Борис Щербаков, накручивая аркан на руку. — Так сейчас оленеводы ловят тех оленей, которых им нужно заловить. Они их  запрягают и едут на рыбалку, охоту.

— Такой способ до сих пор используется?

Ну конечно, в Сургутском районе много оленеводов, они на оленях ездят, в Белоярском, в Берёзово тоже есть. Но особенно много на Ямале. Там вообще каждая семья стада оленей имеет,  им без аркана никак,  —  смеётся. — Я из Сургута, но у меня стойбище под Когалымом,  я живу на два дома, вот завтра туда поеду. У меня олени были, они разбежались, каких-то медведь задрал, а сейчас мы там кроликов, куриц, гусей держим.

— Дмитрий рассказывает, что у них тоже оленей нет, куда они все делись?

Борис Григорьевич смеётся.

У нас оленей нет возможности завести, потому что кругом дороги,  кругом кусты нефтяников. Они убегают в город, разбегаются. И пастбищ, как таковых, нету – ягеля. Они же едят ягель - белый мох. Есть нечего, потому что всё распахали, кругом дороги, кругом песок. Оленей держат  дальше на Север, за деревней Русскинская, там ещё не тронута земля, на Ямале.

Становится грустно от осознания мощи нефтегазового сектора в регионе ценой  ухудшения естественной среды обитания животных, которые были здесь до нефтевышек. Неужели нельзя оставить несколько пастбищ для разведения оленей.

«Мы с Тром-агана, 90 км от Сургута. Выросла с хантами, но я русская. Мы сами всё это делали, сами ставили и  собирали чумы, которые привезли с Тром-агана. Всего 9. Мы как бы в дом пускаем», — рассказала участница фестиваля.

«Так обидно, что мало народу, — начинает говорить жительница поселка Барсово Римма Полякова. — Мы узнали по Интернету, мы везде всё узнаем. Но сейчас и в городе много мероприятий проходит, на фестиваль, конечно, можно было приехать. Зрителей и интересующихся очень мало стало, не знаю почему.

Ещё бы если транспорт был, не только, чтобы люди на своих машинах приезжали. Хотя бы одно маршрутное такси. Раньше всегда в Старом Сургуте мероприятия проводили,  а здесь все поселки района собрались – это первый раз, а до этого не было такого.

Если только Сургутский район брать, то это 14 поселений, а что бы больше людей было, тогда надо делать либо региональный, либо федеральный, тогда уже отовсюду буду приезжать. Вот рассказывали про день Обласа  в Пойковском, там международное мероприятие было, и с Африки люди приезжали, отовсюду. То есть из-за границы люди этим интересуются, а наши равнодушны ко всему,  хотя это очень интересно».

Римма Михайловна проживает в Югре с 1977 года.

«Они ведь совсем другие люди, более открытые, особенно пожилые. Мы не так соблюдаем свои традиции, как ханты и манси».

Звучит стук бубна. Из разных уголков подтягиваются на открытие фестиваля.

«Сегодня мероприятие, посвященное традиции, этнографии, культуре ханты и манси,  проходит на территории Сургутского района,  — начал приветствие глава Сургутского района Андрей Трубецкой.  — Нам всем важно помнить, что мы гости на этой земле ханты и манси, это важно знать и  уважать их традиции и обычаи. Пусть фестиваль пройдёт с пользой и позитивом».

По плану: презентация территорий, чумовая мастерская по традиционным ремеслам, угощение гостей блюдами традиционной национальной кухни.

7 августа будут обучать езде на обласах, научат традиционной борьбе Пупикат.

«Я здесь впервые, и все что вижу –  меня удивляет, — делится впечатлениями девушка, приехавшая на отдых из Макеевки. — Это очень красиво. Впечатляет, я хожу и все фотографирую».

Как за столько лет на территории Сургутского района - это первый районный праздник-фестиваль коренных народов? Например, в Нижневартовском районе такие праздники проходят ежегодно и на поселковом, и на районном уровнях. Самое главное, что в Сургутском районе – начало положено.

Подобные фестивали, посвященные сохранению культуры малых народов России, помогают сохранить традиции, язык и быт народов, из которых складывается многонациональная страна.

"