Многие релоканты, покинувшие Россию после начала спецоперации и в период мобилизации, уже задумываются о возвращении. Однако, что их здесь ждет, не ясно пока никому. Политики делают самые противоречивые заявления. Одни имущество обещают конфисковать, другие, наоборот, — создать комфортные условия. В такой ситуации стоит опираться на исторический опыт.
«Новые известия» обсудили с экспертами историю политических эмиграций и пришли к выводу: по возвращению в Россию нынешних релокантов ничего хорошего не ждет.
Кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский отмечает, что массовые иммиграции происходили практически на всех этапах существования российского государства, и последствия у возвращенцев были самые разные.
Он приводит в пример период царствования Лжедмитрия. Тогда появилось такое понятие, как «тушинские перелёты». Так говорили о людях, которые перебегали от царя Ивана Васильевича Шуйского в Тушине к Лжедмитрию II и обратно. Для таких переселенцев рисков практически не было. Беглецы могли рассчитывать, что на новом месте их ждут более выгодные возможности и статусы.
В ХХ веке после революции известно о нескольких волнах советской эмиграции. Известно также, что условия по возвращению были ужасающими и надолго остались в памяти поколений. По итогам первой волны эмиграции было много тех, кто вернулся. Советская власть была не готова к такому повороту и допустила немало ошибок.
«В одних местах создавали фильтрационные пункты, в других вообще запрещали въезд – но это касается именно массовой репатриации, которая рассматривается не столько как репатриация умов, сколько как репатриация трудовых ресурсов», — рассказывает историк Алексей Кузнецов.
Позднее СССР прибегла к более жестким методам. Например, когда стало ясно, что поток желающих уехать слишком огромен, советские власти заявили, что не признают иностранного гражданства у въехавших в страну репатриантов. Как следствие — их больше не выпускали за границу.
Были и исключения. Это те советские граждане, с которыми власти предпочитали договориться, предоставляя им различные преференции. Историк Алексей Кузнецов приводит в качестве примера возвращение генерала Якова Слащева, который не допустил захвата Крыма Красной Армией в конце 1919 года. Еще один пример — писатель Алексей Толстой.
«Людей покупали возможностью работать, вести достаточно широкий образ жизни. Например, Алексея Николаевича Толстого буквально заманили обратно в Советскую Россию обещаниями публикаций, гонораров, обеспеченной жизни. Что касается таких людей как Толстой, Андрей Белый, скульптор Коненков и других деятелей литературы и искусства, то здесь идет речь не столько о практической пользе, сколько о репутационных приобретениях: смотрите, если такие талантливые, известные люди с мировой славой возвращаются в Советскую Россию, то это много говорит о Советской России», — рассказывает историк.
Однако, эксперт подчеркивает, что это были единичные случаи. Для большинства представителей интеллегенции возвращение на родину было, как правило, роковой ошибкой. Вспомнить хотя бы поэтессу Марину Цветаеву. Ее дочь арестовали. Мужа — сначала арестовали, а потом расстреляли. Стихи не издавали. Цветаева покончила жизнь самоубийством, проведя последние годы в нищете и изгнании.
Не только интеллигенцию, но и простой рабочий люд возводили в ранг предателей. Так, русских работников, вернувшихся после работы на Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, признали агентурой японской разведки и террористами. Было расстреляно около 21 тысяч человек, еще 10 тысяч человек сослали в лагеря.
Любой человек, вернувшийся из-за границы, автоматически попадал в списки неверных и мог подозреваться в измене родине, шпионажу и других тяжких преступлениях. Здесь уместно будет вспомнить речь секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака.
Он недавно предложил «сделать всё», чтобы вернуть покинувших Россию высококвалифицированных специалистов и предпринимателей. При этом Турчак отметил, что «фамилии этих людей известны». С учетом исторического опыта выглядят эти заявления крайне неоднозначно.
После Великой Отечественной войны судьбы возвращенцев развивались примерно также, как и до войны: в русле репрессий, лагерей и расстрелов. Чаще всего советским гражданам обещали безоблачное будущее, а только ступив на родную землю, они попадали в лагеря или оказывались похищенными.
Как вспоминает русский переводчик и писатель Никита Кривошеин, сын известной иммигрантки Нины Кривошеиной, многие ехали не потому что стали поддерживать Советскую власть, а потому что поддались пропаганде и поверили ее обещаниям.
Поэтому сейчас российскому правительству нужно приложить неимоверные усилия, чтобы вернуть в страну уехавших первоклассных специалистов. Пока что таких шагов не наблюдается.