Театр актера и кукол «Петрушка» в Сургуте существует уже 33 года и вырастил на своих спектаклях не одно поколение горожан. А вот собственного дома у коллектива не было.
С местом и даже архитектурой здания определились уже и власти, и застройщик «Брусника».
Оставалась не большая, но очень важная деталь: сделать фасад здания, который, по задумке архитекторов, будет выполнен из перфорированного металла, живым. «Брусника» решила пойти нетривиальным путем и два месяца назад объявила всероссийский конкурс на создание образа фасада.
За этот срок на суд жюри конкурсанты прислали 107 работ, которые оценивали по четырем основным критериям: оригинальность и креативность, связь с контекстом места и театра, качество проработки и практическая реализуемость идеи.
Вопрос с домом для «Петрушки» — наболевший и у самой труппы, и у всех сургутян-театралов, отметил директор департамента архитектуры и градостроительства мэрии города Алексей Фокеев. Чиновник подчеркнул, что «коалиция» власти и бизнеса, наконец, позволит реализовать все задуманное. Тем более, что театр — это предмет гордости не только сургутян — артисты показывают свои достижения и на федеральном уровне.
«С учетом визуальных характеристик этой территории и с учетом перспектив ее развития (здание для „Петрушки“ построят у парка „За Саймой“, прим. ред.), требуется особый подход, который реализует „Брусника“. На конкурсе я не увидел работ с формальным подходом — все осмысленные, которые бьются с городской айдентикой», — отметил Фокеев.
Автор архитектурного проекта здания театра Любовь Дёгтева напомнила сургутянам, что при работе над проектом специалисты учли множество деталей: связь парка и театра (проектом предусмотрен сквозной проход в зеленую зону), отражение детства кукольности не в самом сооружении, а в его деталях, многофункциональность использования помещений будущего театра. Амбициозная задача привела архитекторов «Брусники» к нестандартному подходу по поиску образа будущего здания «Петрушки».
«Понимая ответственность нашей задачи: размышлять о том, какой будет образ данного объекта, мы поняли, что не хотим делить ее между собой. А хотим ее разделить ее с художниками и архитекторами со всей страны, так и появился всероссийский конкурс на образ фасада театра», — отметила архитектор.
Из 107 присланных работ жюри выделило 30, которые вошли в шорт-лист. Художники в своих проектах размышляли над традиционными хантыйскими орнаментами, поиграли с образом рук, которые создают и управляют куклами, вспомнили о театральных атрибутах: ширмах и занавесах и даже предложили варианты с изображением петрушки, но не сказочного персонажа, а растения.
Выбрать из 30 работ, вошедших в финал, одну, оказалось сложной задачей, отметила архитектор. Поэтому в «Бруснике» решили отметить троих конкурсантов и подарить им памятные подарки, ну, а за первым местом, как и договаривались, осталась денежная премия в 350 тысяч рублей.
В список «лучших из лучших» вошли три участника, которые представили проекты с национальным колоритом, образом двигающихся кукол в овальной виньетке и многослойные геометрические фантазии о взаимодействии людей и театра.
Назвать победителя оказалось сложной задачей (хотя его имя заблаговременно положили в конверт): исполнительный директор «Брусники» Тимур Гафаров и директор театра «Петрушка» Алена Блинова так и не решились озвучить решение жюри.
«Сложно было безумно. Столько работ концептуально выстроенных, все авторы погрузились в то, что такое театр „Петрушка“. Благодаря конкурсу, который провела „Брусника“, конкурсанты узнали о Сургуте и театре», — отметила директор театра.
Так и не определившись, кто же важнее: строители или обитатели театра, слово передали актрисе-кукловоду театра, которая работает там со дня его основания — Наталье Верчук.
«Лада Дмитриева», — объявила актриса.
Художница из Пскова предложила легкий и незамысловатый паттерн фасада — он о людях. «Люди — это мы, люди — это театр. Люди — это актёры», — так определила свою идею сама девушка.
Архитектора «Брусники» Алену Дёгтеву и всю команду впечатлило, как автор работы многослойно обыграла геометрически черты в оформлении фасада «Петрушки», поиграв не только со связью масштабов, но и смыслов.
«Для меня было важно сделать очень просто паттерн, который смог бы лечь в основу большой плоскости фасада. Кто такой актер в театре кукол — это человек, которого мы, в основном, не видим. Но это самое важное в театре, как и зрители. Куклы сопровождают нас с самого рождения. Мы родом из детства. И это важно показать. Человек в данной истории: это актер, зритель, прохожий. Это все мы, всех нас надо показать. Мы — это те, без кого не было бы театра, детства», — отметила победитель.
Сначала зритель, да и просто прохожий еще издалека замечает геометрический ритм расположения фигур. Подойдя ближе, можно рассмотреть сказочных великанов, которые протянул ноги-лавочки. На третьем уровне приближения мы замечаем еще фигуру — отражения нас самих в оформленном зеркалами фасаде.