Posted 29 мая 2020,, 05:56

Published 29 мая 2020,, 05:56

Modified 15 сентября 2022,, 20:52

Updated 15 сентября 2022,, 20:52

«Есть сомнение, кто и каким образом будет этим пользоваться». Креатив Югры не оценили

29 мая 2020, 05:56
В ХМАО продолжается реализация проекта по формированию креативного кластера на территории региона. В среду, 27 мая, прошел стрим, посвященный этой теме. Столичные эксперты усомнились в том, что креативщики Югры двигаются в правильном направлении.

Мы много писали про креативную экономику в ХМАО, советовались с экспертами по этой теме. Главное для нас было разобраться, что такое креативная экономика и насколько она нужна региону, для которого основой деятельностью, приносящей в бюджет деньги, является добыча нефти и газа. Эксперты сообщили, что если построить работу правильно, то она, во-первых, может дать ощутимую прибыль, а во-вторых, принести региону известность.

Ключевое слово тут — ПРАВИЛЬНО.

Как формируется креативная экономика в Югре?

Мы внимательно прослушали стрим «Креативные индустрии в Югре» и выяснили, что пока работа идет по двум направлениям: подготовка арт-резиденций и попытка создать законопроект о креативной экономике.

Всего в Югре две арт-резиденции, которые предназначены для работы креативщиков. Первая, в Ханты-Мансийске, еще строится. Площадь сооружения — 6,5 тысяч «квадратов». Объект планируется сдать уже в сентябре этого года.

— В прошлом году приступили к строительству шикарного здания на 6,5 тыс. кв.метров. Мы находимся в середине и оцениваем готовность на 50%. Будем стремиться подготовить здание к вводу 1 сентября. Пока все идет по плану, нет никаких угроз,Максим Ряшин.

Еще один объект появился в Нижневартовске. По словам Людмилы Козловой, ответственной за креатив в администрации города, сделано это было для того, чтобы люди «тусили, коммуницировали и тратили деньги».

— Мы уже сформировали некую арт-коммуну потрясающе талантливых арт-дизайнеров, убранистов. Приобретено в собственность здание 3 тыс. кв.метров. Арт-резиденты сказали, мы хотим место, где нам не стыдно будет поделиться творчеством, мы хотим на этом зарабатывать, мы хотим найти единомышленников, мы хотим тусить, мы хотим потратить денег, но еще больше заработать. Наш центр называется «Ядро». Шишка — это символ тайги. Каждое маленькое ядрышко может стать отдельным древом и принести свои плоды, Людмила Козлова, эксперт департамента Нижневартовска.

Второе направление — это разработка отдельного законопроекта, который будет регулировать взаимоотношения между участниками процесса.

Проект закона о креативных индустриях в Югре должен регулировать взаимоотношения. Мы прописали полномочия правительства и МО, затронули инфраструктуру и меры поддержки для участников. Зародилась идея сделать в ХМАО зону для субъектов креативных индустрий. Например, для резидентов организовать налоговые каникулы от 1 до 3 лет, пониженную ставку налога на прибыль и пониженную арендную ставку для резидентов центра креативных индустрий. Законопроект носит не только экономический характер, там проговорены особенности взаимоотношений между участниками. Мы попытались создать некую модель, как будем развивать и помогать тем сообществам, которые развивают креативную экономику, — рассказал инициатор и разработчик концепции по созданию арт-резиденции Илья Кириченко.

И вот тут Кириченко озвучил самую главную, на наш взгляд мысль. Развитие креативного кластера в Югре выглядит следующим образом: сначала (без документов, без проведения необходимой оценки) был построен огромный центр, который решено отдать под креативную индустрию, потом только разобраться, что это такое (создание законопроекта), и на последнем этапе узнать, насколько это нужно Югре, то есть ли в ХМАО предприятия/компании, занимающиеся креативной деятельностью и насколько это успешно и востребовано у потребителя.

— Мы выделили виды креативных индустрий. Очень сложная работа, но список будет пополняться. Попытались из всей другой деятельности выявить креативную деятельность по ОКВЭД. Выяснить, какой вид креативной индустрии присутствует в разных муниципалитетах Югры и сколько их. Потом попытаемся сформировать некую систему в ХМАО,Илья Кириченко.

Как это происходит не в нефтяном регионе

Чуть позже в рамках стрима выступила эксперт из Ульяновска, рассказавшая, как это выглядело у них. В регионе чуть менее (совсем менее) состоятельном, чем нефтяной ХМАО. Там пошли в обратном направлении, сначала подготовив законодательную базу, потом выяснив, насколько вообще эта деятельность будет востребована, и только после этого приступили к формированию резиденций.

— В 2017 году регион разработал региональный приоритетный документ «Развитие креативных индустрий». До этого мы внесли изменения и в программу социально-экономического развития региона, и в стратегию развития культурной политики. Это было сделано для того, чтобы терминология появилась на законодательном уровне. В нашем проекте показатели деятельности исключительно экономические, это было требование и проектного управления, и жизни. Это доля занятых в креативном секторе, доля резидентов в различных арт-инкубаторах, доля креативных индустрий и в общем объеме производства. В 2017 году мы сделали поголовную перепись всех представителей креативных индустрий, которые существуют у нас в городе. В 2020 мы делаем второй список,Татьяна Ившина, исполнительный директор фонда «Ульяновск — культурная столица».

Специалист объяснила, что в Ульяновске не стоят громадные центры, а стараются внедрить креативные инкубаторы в работу уже существующих культурных и образовательных учреждений.

— У нас запущена программа по созданию мини-пространств в муниципалитетах. Открыто уже пять, и шесть планируется в этом году. Мы их создаем на базе социальной инфраструктуры, имеющейся в муниципалитетах. Таким образом происходит включение креативной инфраструктуры в деятельность учреждений культуры и образования.

Как должно быть в идеале

Приглашенная для участия в стриме глава столичного университета креативных индустрий положительно оценила новый центр в Ханты-Мансийске, однако усомнилась в том, что он будет востребован теми, для кого строился.

— Пока мы видим достаточно активную проработку именно с точки зрения площадей и предоставления разных возможностей для вашего сообщества, но у меня сейчас есть некое сомнение, которое связано с тем, кто именно и каким образом будет пользоваться резиденцией, Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий.

Эксперт посоветовала расширить перечень участников арт-резиденций, привлечь к работе подростков и образовательные организации.

В этом смысле есть часть подростков, для которых нужно будет делать образовательные программы и в целом выстраивать экосистему проектов, для того чтобы они взаимоопыляли друг друга и далее работали на экономику. От подросткового возраста вовлекая людей (подросткам обычно некуда пойти) — и это важная часть арт-резиденции. Вторая история — это резиденты-образовательные учреждения, которые являются драйверами образовательных проектов, а выпускники становятся резидентами кластера. В третьих, это коворкинги и бизнес-инкубаторы — они должны работать на территории арт-резиденции, чтобы в дальнейшем упаковывать продукты и услуги в более интересные форматы и далее уже участвовать в экономической деятельности региона.

Черкес-заде рекомендовала не распыляться широко, а выстроить работу в каком-то одном направлении. Она привела в пример Якутск, где сделан интересный проект по развитию ювелирного дизайна и теперь город представлен на глобальном рынке с этой точки зрения. Также интересен пример Калининграда, где в арт-резиденции собираются создатели медиа-контента со всей страны. И эта аудитория будет приезжать туда, так как у территории есть собственная уникальная специализация и в одном месте собраны самые передовые технологии.

— Кластер — это история про деятельность. Сейчас кластер в ХМАО выглядит таким образом, что там можно делать все, что угодно. Вполне возможно, что в дальнейшем брендинг поменяется в сторону каких-то конкретных областей деятельности, которые будут приоритетны для развития экономики региона. Мы можем выступить в качестве консалтеров, чтобы помочь дособрать эту экосистему.

Эксперт из Ульяновка поддержала специалиста университета, рекомендовав креативщикам Югры больше работать с аудиторий и потребителями.

Центр креативных индустрий, который был представлен — это не стены, но это работа с сообществами, с целевой аудиторией, с потребителями. У нас два креативных пространства (побольше и поменьше). Мы внимательно следим за всеми нашими резидентами. Совет: на первом этапе нужно ставить не только региональные цели, но и международные. В 2015 году мы вступили в сеть креативных городов Юнеско. Это многое дает по продвижению наших резидентов и продуктов. Второе замечание: у нас нет федеральной структуры, которая бы занималась креативными индустриями. Все занимаются понемножку. Поэтому нужно искать партнеров везде — и это тоже большая работа.

В любом проекте важна цель. С точки зрения экспертов по креативной экономике, она должна быть направлена на решение какой-то основной проблемы и региона и, что самое важное, приносить прибыль. Пока креативная экономика в Югре — это одни убытки (сначала краудсорсинг-проект, потом — арт-резиденции) и довольно размытое представление о том, что предстоит развивать и в каком направлении работать. Но, мы будем надеяться, что регион и правда сможет ответить Калининграду (правда, Наталья Комарова уверена, что уже ответили). И вообще всем. Ведь главные составляющие любого проекта — деньги и идеи - в ХМАО точно есть, важно правильно этим распорядиться.

"