За бюджетной стеной. Часть вторая. Синекура

За бюджетной стеной. Часть вторая. Синекура

11 апреля 2013, 14:25
Главное
Муксун.fm продолжает разбираться в тонкостях югорской медиаполитики. В прошлом материале мы доказали, что агентство «Югра-Информ» занимается откровенным плагиатом у коллег по цеху. На этот раз мы внимательно изучили, чем живет и на какие деньги выходит журнал «Югра». Здесь картина еще удивительней: редакция не только обогнала по расходам большинство глянцевых изданий, но и ухитрилась нарушить авторские права на сумму, сопоставимую со своим годовым бюджетом. Подробности – в нашем материале.

Сперва сделаю лирическое отступление. Как известно нашим читателям по первому материалу, депутат-«единоросс» Сергей Козлов пригрозил автору этих строк уголовным преследованием в ответ на критику двух бюджетных СМИ – информагентства «Югра-Информ», возглавляемого Анатолием Корнеевым, и журнала «Югра», главным редактором которого является Александр Григоренко. Открытое письмо депутата, изобилующее откровенной ложью и клеветой, разместили оба издания. Более того, сотрудники журнала «Югра» сочли возможным разместить под этим обращением свои подписи в знак солидарности.

Буду честен: этот текст мог бы не появиться. Любой журналист всегда старается найти компромисс между общественным долгом и личными отношениями. Одно дело – эмоциональная публикация в социальной сети, совсем другое – журналистское расследование, которое может стать поводом для возбуждения уголовного дела. И если с агентством «Югра-Информ» автора, по счастью, ничто не связывает, то с журналом «Югра» ситуация иная. С большинством сотрудников этого учреждения за годы жизни в Ханты-Мансийске я работал, со многими общался в неформальной обстановке. Поэтому выражаю им огромную человеческую благодарность за подписание депутатской кляузы: этим они избавили меня от каких бы то ни было моральных обязательств по отношению к себе.

Тем не менее, редакция Муксун.fm по-прежнему намерена воздерживаться от субъективных оценок: статьи в журнале «Югра» могут казаться нам сколь угодно некачественными, но обсуждать мы будем лишь объективные реалии.

Ну что же, приступим.

Редакция журнала «Югра» — это бюджетное учреждение, подведомственное департаменту общественных связей ХМАО. Оно действует на основании утверждаемого ежегодно госзадания – на его исполнение выделяется субсидия из окружного бюджета. В 2012 году журнал истратил 28,12 млн. рублей, субсидия на 2013 год составляет более 27 млн. рублей. Согласно отчетности, выложенной на сайте департамента общественных связей, совокупный тираж журнала за прошлый год составил 25800 экземпляров, не считая спецвыпусков. Даже если вычесть из бюджета затраты на издание журнала «Старт» (9600 экземпляров в год), а они составляют несколько миллионов рублей, то все равно получается, что себестоимость (!) одного экземпляра журнала вплотную приближается к тысяче рублей! Для сравнения: розничная стоимость журнала Esquire не превышает 150 рублей.

Предыдущим абзацем можно было бы сразу и закончить материал. Но увы, на самом деле ситуация еще более плачевна. Обычно в глянцевых журналах расходы на оплату труда и печать примерно одинаковы. Однако выпуск обоих журналов, «Югры» и «Старта», обходится правительству лишь в 4 миллиона рублей, все остальное – затраты на ФОТ. В 2012 году журнал «Югра» выпустил 361 материал. Над ними трудились 32 (!) человека, не считая внештатных сотрудников. Таким образом, среднестатистический журналист в «Югре» делает менее одного материала в месяц. При этом средняя зарплата в журнале – 44,3 тыс. рублей. Например, один из корреспондентов издания за полтора года работы в журнале не написал в него ничего, кроме кулинарных колонок – не чаще одной в месяц (а пару номеров и вовсе пропустил).

Возможно, такие умопомрачительные расценки вызваны бешеной популярностью журнала? Судите сами: в 2012 году по подписке распространялось 332 экземпляра, в 2013 году – 551 экземпляр. Что происходит с остальным тиражом, можно только гадать: в розничной продаже его нет. Вероятнее всего, он пылится на складе. Возможно, именно эту ситуацию имел в виду замгубернатора Андрей Филатов, когда рассуждал о востребованности изданий. «Можно печатать и оставлять все у себя на полках, давайте будем откровенны. Я не знаю, как это делают сегодня - буду разбираться», - заявил чиновник на недавней пресс-конференции.

Госзадание, на основании которого действует бюджетное учреждение, выглядит более чем странно. Раньше, до 2013 года, оно было предельно неконкретным: по сути, от главного редактора требовалось лишь выпускать журнал объемом в сто полос не реже раза в месяц. С этого года требований прибавилось.

Некоторые из них – например, требование жанрового разнообразия и рост рекламы на 30% - похвальны. С продажами рекламы у издания все очень печально. В последнем, мартовском номере журнала рекламных полос ровно две: одну занимает ИД «Новости Югры», также принадлежащий правительству, другую – ОАО «Ханты-Мансийский банк», которое вообще весьма щедро на рекламу в правительственных СМИ. Требование к концу года продавать хотя бы 2,6 полос в стополосном номере, на наш взгляд, чересчур гуманно, но это лучше, чем ничего. Для справки: законодательство о рекламе допускает размещение в общественно-политическом издании такого объема до 30 рекламных полос. Однако издателям многих глянцевых журналов и этого недостаточно, и они регистрируют свои издания в качестве рекламно-информационных, чтобы иметь возможность увеличить рекламную площадь.

Другие требования не вызывают ничего, кроме недоумения. Например, количество обращений читателей в редакцию в этом году должно вырасти с сорока до пятидесяти, а тираж – на три тысячи экземпляров в год. Напомним: большая часть тиража и сегодня оседает неизвестно где, и зачем в этих условиях увеличивать объемы, совершенно неясно. А норматив обращений читателей и вовсе стимулирует подделывать таковые.

Впрочем, и это госзадание сотрудники журнала не выполняют. В частности, пункт, гласящий «Исполнитель обеспечивает надлежащее качество и высокий художественный уровень создания и выпуск информационных материалов, а также соблюдение всех авторских прав на информационные материалы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». Если директору информагентства Анатолию Корнееву повезло, и о своих претензиях к нему в судебном порядке не заявило ни одно СМИ, то Александр Григоренко оказался менее удачлив.

В марте 2013 года в редакцию журнала «Югра» обратилось некоммерческое партнерство «ЮРЦИС», занимающееся охраной авторских и смежных прав. Оно требует от журнала возмещения ущерба в размере 21,5 млн. рублей. Как выяснилось, в мае 2012 года журнал вышел с раздаточным материалом – компакт-диском с фильмом «Бейгуань. Последняя российская духовная миссия в Китае». Все бы ничего, но «профессионалы» из журнала не подумали не только о том, чтобы согласовать публикацию с автором фильма, краснодарским режиссером Галиной Дудкиной, но элементарно даже не известили ее о факте выхода ее фильма тиражом в 2150 экземпляров (заявленный тираж журнала).

«Помимо того, что данные действия принесли Галине Дудкиной моральный и имущественный вред, они образуют состав административного, либо, в зависимости от размера причиненного ущерба, уголовного преступления (ст. 146 УК РФ)», - гласит претензия некоммерческого партнерства. При этом, согласно статье 1301 ГК РФ, вместо возмещения убытков автор может требовать по своему выбору компенсацию в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей за каждый экземпляр. То есть 21,5 млн. рублей – это минимальный размер предусмотренной законом компенсации. По данным осведомленного источника нашего агентства, сейчас руководство журнала всерьез рассматривает возможность снизить сумму ущерба, доказав, что большая часть тиража осталась нераспространенной. Однако для этого им придется признать, что реальная аудитория их издания не превышает пятисот подписчиков.

Редакция Муксун.fm обращается к губернатору ХМАО Наталье Комаровой и ее курирующему медиасферу заместителю Андрею Филатову: будут ли приняты меры в отношении руководителей, которые своими некомпетентными действиями принесли ущерб окружному бюджету? Целесообразно ли и дальше тратить бюджетные деньги на издание журнала «Югра»?

Кстати, наше предыдущее обращение Наталья Комарова не оставила без внимания. Как стало известно Муксун.fm, в настоящее время контрольно-ревизионное управление окружного депфина проводит внеплановую проверку в департаменте общественных связей. Аудиторов интересует выполнение госзадания информационным агентством «Югра-Информ». О результатах этой проверки мы сообщим дополнительно.

Муксун.fm будет следить за развитием событий.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter