За бюджетной стеной. Часть третья. Банкрот

За бюджетной стеной. Часть третья. Банкрот

12 августа 2013, 20:12
Главное
Генеральный директор ИД "Новости Югры" Андрей Стельмах. Фото: ugra-news.ru
В апреле 2013 года издательский дом «Новости Югры» - крупнейший печатный холдинг округа, контролируемый региональным правительством – заявил о внутренней реформе. Все медиаактивы перешли под управление ООО «Новости Югры – Объединенная редакция». Структуру, созданную для руководства редакциями СМИ, возглавил в должности генерального директора Эдуард Нугуманов. В свою очередь, все полиграфические мощности были переданы в ООО «Новости Югры – Производство», руководителем в котором стал бывший директор Советской типографии Анатолий Феденев. Для чего это было сделано, руководство холдинга так и не рассказало публике. Однако, как стало известно Муксун.fm, речь идет об элементарной попытке избежать банкротства.

Издательский дом «Новости Югры» был создан в 2008 году решением окружного правительства, и изначально консолидировал лишь типографии, принадлежащие властям на всей территории ХМАО – от Советского до Нижневартовска. Однако чуть позже в состав холдинга вошла и большая часть печатных изданий, соучредителем в которых так же выступало правительство Югры. Этот процесс проходил весьма болезненно: руководство изданий без энтузиазма относилось к утрате финансовых и кадровых рычагов. Так, после конфликта с директором ИД Андреем Стельмахом в 2009 году покинули свои посты главный редактор «Новостей Югры» Сергей Козлов, главный редактор «Сургутской трибуны» Анатолий Вац, чуть позже ушла главред «Местного времени» Валентина Пятырова. Справедливости ради, типографии тоже не сдавались без боя: так, директор ханты-мансийской типографии «Полиграфист» Ирина Щербакова даже инициировала проведение в ИД внеплановой проверки с «масками-шоу», использовала свое серьезное на тот момент политическое влияние. Но даже это не спасло ее от отставки.

В итоге сегодня издательский дом выпускает 5 печатных и одно электронное СМИ: газеты «Новости Югры» (Ханты-Мансийск), «Сургутская трибуна» (Сургут), «Местное время» (Нижневартовск), «Югорское время» (Нягань), «Мир спорта» и сайт ugra-news.ru. Они достаточно тесно переплетены кадрово и финансово: так, сотрудник «Новостей Югры» Александр Конев также является главредом «Югорского времени», а главред «Сургутской трибуны» Владимир Меркушев курирует и сайт ugra-news.ru.

Удачные ли приобретения сделал холдинг? Вообще-то нет: правительство постепенно урезает финансовую поддержку своих изданий. Принято считать, что приход Андрея Филатова в кресло замгубернатора ХМАО лишь ускорит этот процесс. Однако все попытки реформирования этих изданий не увенчались успехом (об этом автор этих строк может судить изнутри: более двух лет он проработал заместителем главного редактора газеты «Новости Югры»). Более того, и само реформирование происходило по остаточному принципу: руководство холдинга считало, что первостепенную важность имеют имущественные вопросы, например, афера с выводом нижневартовского Дома книги, вывод оборудования из того же «Полиграфиста»… Был негласно сформирован основной принцип работы редакций холдинга: не приносить проблем.

В итоге сегодня ООО «Новости Югры – Объединенная редакция» - гигантская финансовая дыра, поддержание которой отнимает у холдинга всю прибыль, а правительство вынуждает выделять значительные средства на содержание никому не нужных редакций. К примеру, по результатам 2012 года убыток составил 14,3 млн рублей.

Муксун.fm обратился к гендиректору ИД Андрею Стельмаху с просьбой прокомментировать дальнейшие действия холдинга. Однако, узнав, что ему звонят наши корреспонденты, видный югорский медиаменеджер положил трубку. Однако слово господину Стельмаху у нас все-таки получилось предоставить: в распоряжении Муксун.fm оказался документ, несколько недель назад легший на стол Андрею Филатову. В нем Андрей Стельмах не только подтверждает наши данные, но и говорит о том, что, в случае, если медиаблок не вывести из состава холдинга, не удастся спасти даже полиграфию: всему предприятию грозит очень скорое банкротство.

«На сегодняшний день все издания холдинга находятся в состоянии глубокого кризиса, - гласит документ. - Доходы из коммерческих источников покрывают не более четверти текущих расходов всех СМИ. Доходы от продажи газет в розницу и по подписке составляют лишь 18% от затрат на печать и распространение тиража, при этом розничная выручка составляет 100 тыс.руб. в год - менее 1% от себестоимости. Размер бюджетного финансирования – в форме прямых субсидий и размещения заказов на информационное обслуживание – составляет около 60 млн. руб. в год. Несмотря на него, объем убытков по направлению достигает 20 млн. рублей в год, или 18% от оборота. Этот убыток «съедает» всю прибыль по производственной и торговой деятельности холдинга, является главной причиной отрицательных результатов его работы».

Хотя позлорадствовать на тему неэффективного управления очень хочется, автор этих строк все-таки не будет этого делать – и не только потому, что был частью этого управления. Проблема лежит извне: губит издания редакционная политика, определяемая учредителем – то есть, правительством ХМАО. Что реально происходит во всех правительственных СМИ – будь то журнал «Югра» или газета «Сургутская трибуна»? СМИ жестко ориентированы на обслуживание потребностей государства в ущерб интересам своей предполагаемой аудитории. Можно вспомнить, как главный редактор «Новостей Югры» Андрей Козин был уволен после выхода написанной Андреем Рябовым статьи «Муксуновые войны», скомпрометировавшей поддержанного правительством ХМАО кандидата на близлежащих выборах. Можно припомнить имевшую широкое хождение шутку: мол, все читатели газеты «Новости Югры» читают ее до сдачи в печать. Суть такой политики: исключение из публичного обсуждения любых тем, создающих потенциальные неудобства для органов власти всех уровней.

Все усилия департаментов общественных связей и внутренней политики направляются на создание картины социальной стабильности, лишь изредка омрачаемой мелкими коррупционными скандалами и жалобами на бытовые неурядицы. Сделано это очень просто: средства массовой информации получают бюджетное финансирование за освещение ими работы органов власти по утвержденной тематике. Еще раз: так работают ВСЕ окружные и муниципальные СМИ: журнал «Югра», газеты местных органов власти, РИЦ, Юграинформ, ОТРК «Югра» и т.д.

Почему же некогда эффективная модель замалчивания и вытеснения конфликтов из публичного пространства перестала работать? Все дело в развитии интернета – в первую очередь, независимых медиа и соцсетей. Современная аудитория находится в условиях избытка, а не дефицита информации. Возможность выбора источников информации привела к тому, что пресса пропагандистского толка практически утратила влияние, она никому не нужна, и ничье мнение не формирует.

Однако растратившие свой потенциал издания становятся со временем бесполезны для самих учредителей. Интересы, отражаемые государственной и муниципальной прессой – это интересы не общества, и даже не государства, а лишь узкой прослойки «статусных журналистов» и «чиновников от медиа» – прослойки, сформированной политикой последних 15 лет. О том, что они собой представляют, мы уже писали на примере журнала «Югра» и информационного агентства «Югра-информ». Парадокс, но сегодня этот контингент способен лишь перманентно шантажировать политическую систему, угрожая ей новым конфликтом в случае прекращения финансирования. Бюджетная поддержка превратилась из инструмента в цель всей информационной политики. Подобная ситуация не добавляет стабильности ни самим изданиям, ни перспективам их финансирования.

На днях в слухах недели на сайте ura.ru появилась информация о том, что сотрудникам «Сургутской трибуны» якобы уже несколько месяцев не выплачивается зарплата. В самом издании эти слухи опровергают. «Это чушь, - заявил один из сотрудников. – Девятого августа все сотрудники получили зарплату за июль. Не знаю, откуда у «урашников» такая информация, но источник на их месте я бы сменил». Слухи слухами, но можно вспомнить ситуацию с изданием «Югорское время», возглавляемым Ниной Лазаревой (ныне – начальник управления общественных связей администрации Ханты-Мансийска). После отказа правительства ХМАО софинансировать газету банкротство произошло стремительно: уже через месяц сотрудники издания перестали получать зарплату. После публичного разбирательства газета вошла в состав ИД, где, тем не менее, влачит довольно жалкое существование. Не стоит думать, что другие издания холдинга качественно чем-то отличаются: отказ от бюджетной поддержки означал бы немедленное банкротство редакций.

Системным выходом из кризиса могла бы стать корректировка информационной политики – но готовы ли на нее власти ХМАО, пока неясно. Не вытеснять оппозицию на периферию общественной жизни, не маргинализировать недовольство и протест, а давать им слово, интегрируя их в политическую систему. Такая система была бы гораздо более устойчивой, хотя конкретным чиновникам, наверное, было бы менее уютно. Однако в этой схеме политики государственные СМИ могли бы стать востребованными как для политической системы, что может как-то оправдать бюджетное финансирование, так и для аудитории, давая возможность постепенно восстановить утраченную репутацию медиа.

Что же произойдет, если это решение так и не будет реализовано? Документ, которым располагает Муксун.fm, отвечает и на это: перспектива сокращения бюджетного финансирования создает риск банкротства уже не только для редакций, но и для всего издательского дома. Именно поэтому холдинг вынужден идти по пути максимального обособления СМИ в своей корпоративной структуре, их консолидации в составе объединенной редакции, постоянного сокращения затрат, особенно на административный персонал. Как правило, сокращение затрат – плохая стратегия развития. Проблема состоит в том, что без изменения информационной политики округа развитие этого направления в любом случае невозможно. Коллапс изданий становится лишь вопросом времени и той цены, что холдингу и бюджету придется заплатить за их поддержание на плаву в ожидании кончины.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter