Posted 24 февраля 2013,, 23:10

Published 24 февраля 2013,, 23:10

Modified 14 декабря 2023,, 16:03

Updated 14 декабря 2023,, 16:03

«Мы – группа разогрева!»

24 февраля 2013, 23:10
В Ханты-Мансийске открылся одиннадцатый фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Торжественный старт ему был дан в минувшую субботу, 23 февраля. Впрочем, любопытными подробностями мероприятие стало обрастать еще до открытия. Как организационные промахи едва не поссорили двух режиссеров, о каком опыте предпочел забыть Венсан Перес, и почему на открытии все-таки не выступил хор чиновников – в материале Муксун.fm.

О первых конфликтах на фестивале стало известно еще в конце рабочей недели. Так, как выяснилось, директор департамента культуры ХМАО Александр Кармазин повздорил с президентом кинофестиваля «Дух огня» кинорежиссером Сергеем Соловьевым. Причиной конфликта стал сценарий церемонии открытия. Чиновник непременно захотел изменить уже утвержденную программу фестиваля и задействовать так называемый «Хор чиновников Югры». По задумке директора департамента, шестьдесят чиновников должны были исполнить песню «Увидеть Югру — влюбиться в Россию».

«Он вызвал Соловьева в центр искусств. И там ему показал номер. Сам дирижировал, махал руками, показывал, как петь хору. А хор пел под фанеру», — цитирует Znak.com одного из очевидцев.

Президенту кинофестиваля выступление чиновников не понравилось. «Соловьев сказал, что если будет хор, то его, Соловьева, на фестивале точно не будет. Режиссер очень зол на Кармазина. Говорит, что он делает все, чтобы не было фестиваля», — продолжает свой рассказ один из участников репетиции. В итоге, по всей вероятности, организаторам удалось договориться: хор чиновников на церемонии открытия не выступал. Сам Кармазин присутствовал, однако выглядел несколько сконфуженно, откровенно стеснялся фотокамер и при любых попытках поймать себя в кадр закрывал лицо ладонью и отворачивался. Впрочем, не исключено, что «Дух огня» тут ни при чем: конфликт Кармазина с руководителями ряда бюджетных учреждений культуры перешел в острую фазу, и, возможно, директор департамента избегает лишнего паблисити просто на всякий случай.

Несмотря на отсутствие поющих чиновников, церемонией открытия некоторые все равно остались недовольны. В кулуарах звучали обвинения в излишней простоте мероприятия. Югорская публика вообще любит размах в празднествах, а на церемонии, в отличие от прошлых лет, не было ни звезд отечественной эстрады, исполняющих нестареющие хиты, ни примелькавшихся ведущих-шоуменов — открытие вели студенты ВГИКа, широкой публике неизвестные. В прошлом году, к слову, организаторов «выручал» звезда сериала «Кадеты» Аристарх Венес.

«Звездная дорожка» в этом году журналистам также показалась «жидковатой». И дело было даже не в количестве прибывших знаменитостей, а в их качестве: узнаваемых лиц было немного. Люди в толпе возмущались из-за отсутствия актеров «старой школы» и бурно радовались почти каждому узнанному лицу. «Здравствуй, Ленечка!», — закричали две пожилые подруги, увидев телеведущего и актера Леонида Якубовича.

Нельзя не отметить и организационных промахов — так, ряд показов фильмов совпал по времени с проведением церемонии открытия. Поэтому молодые режиссеры, вынужденные представлять публике свои дебюты, во-первых, не могли не столкнуться с дефицитом зрителей (ведь многие предпочли торжественную церемонию), во-вторых, лишились возможности посмотреть на действо своими глазами.

Церемония началась с минуты скорби: накануне ушел из жизни выдающийся российский режиссер Алексей Герман. Об утрате для отечественного и мирового кинематографа рассказал президент фестиваля Сергей Соловьев. «У него был один Бог и одно начальство — искусство. Он отдал ему всю свою жизнь. И он держал ответ только перед ним», — заявил он. Зал стоя почтил память великого режиссера.

После этого на сцену вышли девочки-гимнастки в ярких нарядах, исполнившие милый, но довольно невзыскательный танец. Вслед за ними показали свое мастерство атлеты постарше — на гимнастических снарядах. Выступления спортсменов проходили под аккомпанемент известного югорского духового квинтета «Сибирь Брасс».

Специальным гостем «Духа огня» в этом году стал известный французский актер Венсан Перес. Российскому зрителю он знаком, прежде всего, по фильму «Фанфан Тюльпан», где сыграл главную роль. Актер щедро одаривал улыбками гостей фестиваля, охотно позировал для фотокамер. «Я как ребенок в магазине сладостей, столько фильмов можно посмотреть», — поделился своими впечатлениями Перес на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля. Также актер отметил, что с большим удовольствием поработал бы вместе с российскими режиссерами. Стоит отметить, что опыт работы с нашими соотечественниками у француза есть, но о нем Перес тактично умолчал. Неудивительно: эксперимент вряд ли можно назвать удачным. В 2007 году на экраны вышел фильм Вадима Шмелева «Код Апокалипсиса», где Перес сыграл главную роль в дуэте с российской актрисой, главной «няней» отечественного телевидения Анастасией Заворотнюк. Фильм с треском провалился в прокате, поэтому неудивительно, что французская звезда предпочитает об этом не вспоминать.

В Ханты-Мансийск актер приехал вместе со своей фотовыставкой «Звезды мирового кино перед камерой В. Переса», на которой можно увидеть знаменитых деятелей кино и друзей Венсана. Выставка расположилась на втором этаже концертно-театрального центра «Югра-Классик» и в первые же дни привлекла внимание публики.

Заслуги актера на фестивале отметили специальным призом за выдающийся вклад в мировое кино. «Золотую тайгу» Пересу вручили прямо на церемонии открытия.

Неприятный инцидент произошел по вине организаторов в воскресенье, 24 февраля, на «Дне семьи» — традиционном мероприятии, когда кинематографисты общаются со зрителями вместе со своими семьями. В этот раз за семейственность отвечали известные режиссеры Вадим Абдрашитов и Владимир Хотиненко — они пришли вместе с женами, художницей Нателлой Тоидзе и искусствоведом Татьяной Яковлевой. Обычно такое мероприятие начинается с выступления семейных пар, а затем какую-то картину на семейную тему представляет приглашенный гость. В этом году таким гостем стал вышеупомянутый Венсан Перес. Однако актер опоздал, начинать без него организаторы не стали, и режиссеры были вынуждены вместе со зрителями ожидать начала выступления. Кроме того, Пересу почему-то дали слово первым — хотя логичным было бы представить фильм прямо перед показом. Представляя картину «Завтра на рассвете», актер ни словом не обмолвился о своих коллегах по сцене, зато расхвалил сидящего здесь же Павла Чухрая, заявив, что считает его одним из самых значительных режиссеров не только в России, но и во всем мире.

Неудивительно, что, поднявшись на сцену, и Абдрашитов, и Хотиненко были несколько на взводе из-за организационных накладок.

— А где Павел Григорьевич Чухрай? — спросил Абдрашитов, озираясь. — Как это где? — ответил ему режиссер из зала. — Я здесь. Я же без жены, куда мне на сцену-то? — Как Переса слушать, так есть куда... — недобро заявил Хотиненко. — А как отрабатывать, так… это самое, — подхватил Абдрашитов.

Зал рассмеялся – зрители, очевидно, полагали, что речь идет о шутке. Однако Владимир Хотиненко на этом не успокоился.

— Я, честно говоря, нахожусь в некотором недоумении, — заявил он. — Когда мы зашли сюда, мы даже решили, что не туда попали. Даже хотели спросить у организаторов — но тут, наконец, появился Перес и все стало ясно. Друзья, мы — своеобразный гарнир, такой мостик, да? (здесь режиссер начал нервно смеяться) Знаете, есть такое эстрадное понятие — группы разогрева у звезд. И вот, мы — группа разогрева! Сюрреалистическое действие! Я сейчас смотрю на это со стороны — абсолютный сюрреализм. Ну понятно, что здесь делает Перес — он представляет картину, в которой сыграл, все хорошо. Но мы-то? Я должен из себя выгнать это чувство недоумения. Мы безусловно рады вас видеть, но мы не снимались в картине, которую вы сейчас увидите. Поэтому мы с удовольствием ответим на ваши вопросы — если, конечно, вы представляете, кто перед вами.

Режиссера успокоил все тот же Чухрай — поднявшись на сцену, он объяснил, что мероприятие традиционное, и люди пришли услышать, как именитые пары рассказывают о своей семейной жизни. «Тем более, что в ней немало поводов для гордости», — подчеркнул режиссер. На этом инцидент был исчерпан и зрители, наконец, смогли пообщаться с именитыми кинематографистами.

Владимир Хотиненко, между прочим, поделился со зрителями секретом семейного счастья. Он рассказал, что за 17 лет совместной жизни с Татьяной Яковлевой они ни разу не путешествовали врозь — всюду ездят вдвоем. А главной «лакмусовой бумажкой» отношений звездная семья назвала встречу Нового года наедине друг с другом. «Это очень хорошая проверка того, какая атмосфера в семье», — заключил Хотиненко.

Несмотря на некоторую скромность подачи и организационные недочеты, фестиваль все-таки остается значимым событием в культурной жизни Югры. Зрителям стоит обратить внимание как минимум на два фильма-катастрофы. Во-первых, это российский фильм "Метро" режиссера Антона Мегердичева. Эта лента 2012 года получила большое количество восторженных откликов и почти единодушно признается критиками едва ли не единственной качественной российской кинокартиной последних лет. Во-вторых, фильм Хуана Антонио Байона "Невозможное", ставший лауреатом испанской национальной премии «Гойя» за лучшую режиссёрскую работу, лучший монтаж, лучшую продюсерскую работу и лучший звук и спецэффекты.

Кроме того, несомненно стоит внимания публики фильм открытия фестиваля «1+1» (его будут повторять) о трогательной дружбе неунывающего и жизнерадостного чернокожего парня из неблагополучной семьи и богатого коллекционера произведений искусства, прикованного к инвалидному креслу.

Привлекает внимание и внекинематографическая часть «Духа огня». «Я вчера вечером не мог уснуть и от нечего делать прочитал фестивальную программу. Я клянусь, что это шикарная программа! — отрекомендовал ее президент фестиваля. — В этом году мы празднуем 75-летие выдающегося русского поэта Геннадия Шпаликова. Отметим эту дату силами ВГИКовских студентов в зале "Трансформер" КТЦ. Также в этом году исполнилось 90 лет Исааку Шварцу. Замечательные музыканты подготовили так называемое музыкальное подношение легендарному композитору - концерт будет проходить в органном зале. Кроме того, стоит сходить на постановку Федора Павлова-Андреевича "Три штуки молчания": "Старухы", "Нина Комарова" и "Бакари"».

Увидимся на показах!

"