Posted 25 ноября 2016,, 13:34

Published 25 ноября 2016,, 13:34

Modified 14 декабря 2023,, 16:02

Updated 14 декабря 2023,, 16:02

Уроки арт-культуры Николая Полисского

25 ноября 2016, 13:34
Дядя Коля, как называют его друзья, хорошо известен во всем мире как представитель российского ландшафтного искусства, или лэнд-арта. В конце ноября он побывал в Ханты-Мансийске. Творческую встречу горожан с автором знаменитой инсталляции «Большой адронный коллайдер» помог организовать «Газпромнефть-Хантос».

Когда-то Николай Полисский был соратником знаменитых «Митьков», которые на своих живописных полотнах «отнимали пистолет у Маяковского» или «приносили свои уши Ван Гогу». Наверняка многим знакомы работы дяди Коли: например, «Парад снеговиков», который впервые устроили в селе Николо-Ленивец на реке Угре в Калужской области, а потом не раз повторили поклонники Полисского в Москве.

В Ханты-Мансийск мэтр приехал по приглашению проектной лаборатории «Город своими руками», организованной в рамках программы социальных инвестиций «Родные города»* «Газпромнефть-Хантоса». Куратором мастерской выступил московский Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»**, а партнерами стали «Живое пространство «Вдох», природный парк «Самаровский чугас», Музей природы и человека и Центр искусств для одаренных детей Севера.

Как становятся художниками

Дядя Коля внешне напоминает байкера в летах или Деда Мороза, только без шубы и шапки. Молодые, с хитрецой глаза, белая борода, добрая улыбка, никакой спеси, иногда присущей заезжим знаменитостям. Очень доброжелательный, и это сразу настроило аудиторию молодых художников и горожан, собравшихся в одной из художественных студий окружного центра, на искренний и прямой разговор. «Смотрю на ваши молодые, энергетически заряженные лица и думаю – у вас все получится!» – приветствовал мэтр югорчан. И общение продолжалось, с небольшими перерывами, в течение нескольких часов. А рассказывал дядя Коля много интересного. Например, как становятся художниками. И, главное, когда.

«Моя история началась буквально на пустом месте, наверное, в самой депрессивной российской глубинке – в двухстах километрах от Москвы, в селе Николо-Ленивец, – начал Николай Полисский. – Я – классический художник. Как и все советские дети, занимался в Доме пионеров. Потом в художественной школе. Затем в институте, Мухинском училище. Там я познакомился с Сашей Флоренским, Митей Шагиным – теми, кто потом организовал «Митьков». Скажу, что московская и питерская жизнь того времени (1980–1990-х) была активной и интересной. Но, пройдя все этапы советской образовательной художественной системы, я осознал, что современное искусство мертво.

Я пришел к пониманию, что художник – не тот, кто рисует, лепит, а тот, кто сделал какой-то собственный вывод и зафиксировал его в единственном варианте! Я мучился со скульптурой, живописью и решил, что надо уходить в «открытое окно» и делать это на природе. Случилось это так. Мне было уже 42 года, я был признанный, успешный человек и ехал на конференцию художников в Нижний Новгород. По дороге, выглянув в окно автобуса, увидел много снега. И передо мной, как реальная, встала целая армия снеговиков! Я понял, что это не просто идея, а настоящий проект!

Я приехал в свою деревню и познакомил местных мужиков с моей идеей. И через две недели в чистом поле у села уже маршировали ряды снежных людей! Когда я их увидел, то был в шоковом состоянии. Я понял – вот оно то, что я искал! С этой поры и начался новый этап в моем творчестве».

После этого Николай Полисский со своими единомышленниками начал выдавать один шедевр лэнд-арта за другим. Открытие арт-объектов всегда проходило как большой праздник, приезжали гости из Москвы, художники, музыканты. В Никола-Ленивце образовалось что-то вроде артели из местных жителей. В этом, по признанию Полисского, как раз и состоит большое преимущество лэнд-арта: создавать произведения, неразрывно связанные с окружающим ландшафтом, может каждый.

Следующим проектом художника стала «Сенная башня» 13-ти метров в диаметре и 10-ти метров в высоту, весом около 25 тонн. Строил ее дядя Коля вместе с Константином Батынковым и, естественно, мужичками из села. «Зиккурат из сена» – так его охарактеризовал сам мэтр. Когда сено стухло, произведение торжественно сожгли, и по сему случаю на селе опять же был праздник. Третий объект – «Дровник», гигантская башня-поленница, продолжила эпоху открытий художника.

Одна из самых знаменитых работ мастера – «Большой адронный коллайдер», который Николай Полисский установил в музее искусств в Люксембурге, недалеко от настоящего агрегата. Однако коллайдер Полисского выполнен из дерева. Хотя работники, устанавливавшие арт-объект, надели белые халаты и были очень похожи на настоящих ученых. Потом художник работал в Испании, на Тайване…

Личность решает всё!

Услышав вопрос «Как вы оцениваете современное искусство?», мастер смутился и ответил:

«Давайте не будем о грустном! Проблемы сегодня существуют и в бедных странах, и в богатых: например, во Франции. Деньги не все решают, совсем не все, особенно в искусстве. Все делается личностями, авторами. Есть личность – будет искусство. Что касается современной городской арт-культуры, то она должны быть активной, находиться во взаимодействии со зрителем. Это искусство должно взывать к людям, быть мощным, ярким, явным!»

Отзываясь на «дядю Колю», Николай поделился с молодежью своими идеями, взглядами. Разговор шел на равных. Художник не «давил авторитетом» на своих коллег, а внимательно выслушивал их точку зрения, предложения. Очень ценным, на мой взгляд, был совет, скорее философский, который касался жизни вообще:

«Я считаю, что с миром нужно выстраивать взаимоотношения, все время позитивно к нему относиться, бездумно не лезть на рожон. И тогда мир оборачивается к тебе лицом. Это основная органика поведения!»

Судя по всему, Ханты-Мансийск и живущие здесь творческие люди понравились художнику. На мой вопрос о том, что можно сделать в городе, он ответил буквально следующее:

«Ваш город – необычный, своеобразный, нестандартный. У него есть свое лицо. И это лицо нужно подчеркнуть!»

С этим утверждением согласна Каролина Шибко, продюсер лаборатории «Город своими руками»:

«В нашем городе многое связано с национальной культурой коренных народов, их традициями. Я считаю, что в арт-искусстве нужно соединять то, что было здесь до нас, и новое. Этим мы и занимаемся в рамках проектной лаборатории «Город своими руками»***. У ребят, которые пришли к нам, наверняка есть идеи, которые помогут сделать городскую среду Ханты-Мансийска привлекательной. Возможно, арт-объекты появятся в Самаровском чугасе. Будем надеяться, что молодые художники смогут создать произведения, которые прославят Ханты-Мансийск в лэнд-арте. А встреча с художником Николаем Полисским вдохновит на это».

Начальник управления корпоративных коммуникаций «Газпромнефть-Хантоса» Евгений Родионов уверен, что появление Николая Полисского в Ханты-Мансийске отнюдь не случайно:

«Ханты-Мансийск – удивительный город, в нем заложен огромный потенциал для творчества. И Николай Владимирович, как современный художник, видит, как этот потенциал можно использовать. Но самое главное – своими опытом и идеями он смог вдохновить молодых и активных горожан на то, чтобы включиться в процесс, который приведет к оживлению городской среды. Это очень важно – начинать вокруг себя менять пространство».

*«Родные города» – комплексная программа социальных инвестиций «Газпром нефти», направленная на повышение качества жизни в регионах присутствия компании, расширение доступа их населения к качественной городской среде, спорту, культуре и образованию.

**Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» – международный образовательный проект, созданный в 2009 году. Институт предлагает исследовательскую программу по урбанистике и городскому развитию для студентов со всего мира, занимается консалтингом, издает книги по архитектуре и дизайну и каждый год организует открытую летнюю программу. «Стрелка» входит в список 100 лучших архитектурных школ мира по версии журнала Domus.

***Проектная лаборатория «Город своими руками» – экспериментальная образовательная площадка по разработке и запуску проектов развития общественных пространств. Проект впервые реализован в 2015 году в Омске в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

"