Монументально-скандальная эпопея: об историческом барановском наследии на Аляске

21 июля 2020, 15:48
Медиаисследователь Сергей Климаков разбирается в предыстории скандала вокруг переноса с Аляски памятника Баранову, культовой фигуры начала 19 века.

Шум скандала последнего месяца – релокация в городе Ситка на Аляске памятника правителю русских поселений в Северной Америке в конце XVIII-начале XIX веков Александру Баранову – на данный час утих, видимо, до момента физического перемещения объекта. Пусть не кувалдой исподтишка, но ассоциирующемуся с #BlackLivesMatter антирасистскому/антиколониальному медиа/общественному урагану убрать этот исторический знак энергии все же достало. Надежда, что Аляска от Миннеаполиса далеко, и условия развития, самосознание, люди здесь другие – не сработала.

Ситуация с памятником собрала большую прессу, хотя глобальные СМИ (например, CNN и Daily Mail) освещали ее только в контексте предложения выкупа фондом Art Russe нью-йоркской конной статуи Теодора Рузвельта. В России, кроме этого и кроме эмоционально-эпохальных обзоров, широко говорилось о сопротивлении демонтажу со стороны американских организаций русских соотечественников, о желании разных городов – Архангельска, Магадана, Иркутска – принять в случае сноса Баранова у себя. О фактической подоплеке, деталях конфликта информации однако мало. Чтобы в них разобраться, нужно иметь контакт с аляскинскими спикерами (уровень ТАСС) и отслеживать локальные медиа (например).

Мы продолжаем путь веб-мониторинга и фактографии. Итак, для читателей, уже имеющих представление о мемориальном инциденте – некоторые неочевидные аспекты проблемы от Муксун.fm.

Во-первых, казус с увековечиванием памяти Александру Баранову на Аляске произошел не вчера. При том, что регион семантически буквально «нашпигован» именем Baranov/Baranof в десятках сочетаний – от названий острова, озер, рек до главных отелей, туристических фирм, прачечных и пивоварен – отношение к русскому деятелю тут всегда было неоднозначным. Провоцировались скандалы. Так, почти за пятьдесят лет до создания нынешнего несчастливого памятника в 1942 году в Ситке был установлен тотемный столб (Муксун.fm ранее уже рассказывал, что это такое) в память о замирении 1805 года между колонистами-россиянами и тлинкитами и барановского участия в этом акте. Инициативу проявили старейшины ситкинских киксади, а в рамках проекта по снижению безработицы среди коренного населения ее спонсировала Федеральная лесная служба США. Эскиз и почти готовый тотем сделал местный резчик Джордж Бенсон, однако потом работу по какой-то причине перекинули бригаде мастеров с аляскинского острова Врангеля. (Между ситкинскими и врангелевскими индейцами, надо заметить, всегда существовала враждебность). Когда 12-метровый столб поставили, ситкинские разозлились: идея оказалась извращенной – Баранова на самом верху тотема изобразили издевательски – без одежды, голым – что противоречило изначальному духу знака. Сохранились документы, в которых вождь Эндрю П. Хоуп умолял чиновников федерального Бюро по делам индейцев убрать врангелевский столб и установить на его место тот, который был вырезан в Ситке. В своем письме Хоуп указывал, что столб искажает историю мирного договора тем, что Баранов был поставлен сверху тотема в «голом виде, позорящем великого человека и воина». Но все осталось как есть, хотя угроза свалить тотем обидевшимися местными сохранялась. История получила всеамериканское освещение через Associated Press в 2008 году, когда встал вопрос об обновлении столба, и местные индейцы опять просили, чтобы Александру Баранову отдали почесть, вернувшись к первому эскизу.

Продолжение следует.

#Новости #Общество #ЯНАО-Ямал
Подпишитесь