Мигранты не уважают наши традиции, тратят наши деньги, убивают и насилуют — такие нарративы мы видим не только в комментариях югорчан, но и в заявлениях официальных органов. Мы уже подробно писали о том, что котел мигрантофобии подогревается отнюдь не зашкаливающим ростом реальных деяний, но, скорее, их упоминаемостью. Более того, как мы недавно посчитали: экономически мигранты приносят ХМАО прибыль и действительно нужны экономике России.
Но в этом раз мы поговорим не о мигрантах, а о росте ксенофобии в целом. И звоночков таковых много. Прежде всего, речь идет о представителях кавказских народов.
Вот один из недавних примеров: двое кавказцев в центре Сургута отметили стрельбой из пистолета окончание рабочей смены. Нарушителей закона оперативно нашли и задержали правоохранительные органы. Затем, по указанию главы СКР Александра Бастрыкина, на них возбудили уголовное дело.
Реакция в соцсетях не заставила себя ждать и прошлись комментаторы именно по национальному признаку, порицая не только совершивших преступное деяние молодых людей, но всех представителей Кавказа. Привести комментарии в полной версии мы не можем из-за их оскорбительного характера.
«Как же задолбали эти [указание на вид животного]».
«Ну не для цивилизованного мира они созданы, [намек на первобытно-общинный строй]».
«[Оскорбительное определение]! Одни понты! [Указание на отсутствие образования и интеллектуальных способностей]».
«Этих [указание на вид животного] нужно в аул возвращать».
Приблизительно подобные комментарии можно найти рядом с любым происшествием или новостью, связанным с Кавказом: от ношения никаба до каких-то правонарушений. Отметим, что новости про то как преступник без обозначения национальности зарезал жену или убил друга топором в ходе распития спиртных напитков обычно тоже негативные, но касаются только личности правонарушителя.
Действительно, если высказывания о мигрантах и кавказцах в правовом поле оказываются либо незамеченными, либо периодически караются административкой, то ажиотаж вокруг оскорбления «всех русских» уроженкой Азербайджана Раей Мамедовой довел ее до «уголовки».
«Ксенофобия сплачивает нацию. Сплочение против иных формирует ядерную массу поддержки властей и формирует лояльность к власти», — объяснил механизм Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИЦС РАН, руководитель Центра межнациональных отношений Владимир Мукомель.
При этом ксенофобные настроения в широком смысле латентны (то есть в «спящем» состоянии были у части людей).
«Здесь важно, что антимигрантская риторика появилась как будто бы ниоткуда: численность мигрантов снижается, преступность в их среде тоже не растет. Но антимигрантские лозунги вбрасываются в информпространство. Причем, их источником служат и правоохранительные органы, и власти», — отметил ученый.
Это на Ближнем Востоке израильтяне и палестинцы находятся в состоянии войны. В Югре же комментарии касались совсем не этого противостояния. Выяснилось это простым способом: власти Сургута одобрили выделение места под синагогу (о стройке объекта культа даже речи не шло). Но иудеев, как оказалось, тоже не Югре не жалуют (часть высказываний привести полностью мы тоже не можем).
«Что за бред? Какая синагога??? Очнитесь, люди».
«Такие заведения надо строить за городом, где-то на Почекуйке».
«В Нью-Йорке показывали, что из себя представляют эти синагоги! [Указание на возможные правонарушения, связанные с детьми]»
«А зачем нам синагога… Делать нечего?»
Экономист Константин Селянин, который живет в Израиле и как раз сейчас проходит процедуру воссоединения с семьей (израильтянка в их семье супруга эксперта) вспоминает, что в позднее советское время «открытого» антисемитизма в стране не было. Однако, ограничения для иудеев были: по поступлению в вузы, по выезду из страны даже в «согласованные командировки». Существовал и бытовой антисемитизм или, как минимум, недоброжелательное отношение.
«Речь в комментариях идет не об антисемитизме как таковом, а, скорее, о ксенофобии — как ненависти или недоброжелательности к другим нациям в принципе. Такой вектор представляется мне достаточно опасным», — прокомментировал эксперт высказывания югорчан о синагоге в Сургуте.
Параллельно с представителями иудейской веры комментаторы показали нетерпимость, в принципе, ко всем остальным верованиям (разве Зевса на Олимпе не стали трогать).
«А если африканские нефтяники приедут? Так что нужно строить храм Вуду?».
«Во, и синагога будет… А буддийский дацан власти не хотят еще построить? С ума посходили… Из крайности в крайность заносит», — высказался противник буддистов.
«Не подсказывайте им. А то еще сверху католиков с протестантами затащут в Сибирь», — ответила предыдущему комментатору нелюбитель католиков (католический и протестантский храмы в Сургуте есть, прим. ред.).
«Про [оскорбляющее женщин, которые вступают в межнациональные отношения, выражение] в городе, где светловолосых [немного] осталось. Одна [оскорбительное выражение на национальной почве] кругом, и я не только про таджиков и узбеков. Или вы свои татарские фамилии считаете за славянские уже?», — досталось даже татарам, которые приехали в Югру со времен начала промышленного освоения нефти.
Доктор социологических наук Владимир Мукомель в разговоре с корреспондентом Muksun.fm отметил, что рост не только антимигрантских, но и в целом ксенофобных настроений является отражением состояния общества в целом и это состояние характеризуется словом «нетерпимость».
«Население не очень различает мигрантов не мигрантов. Главное — это визуально чужой, иначе себя ведущий. Если таджик или узбек является обладателем российского паспорта — вряд ли это меняет отношение к нему. Распространение ксенофобных настроений — это отражение состояния общества — состояния нетерпимости. Проще всего демонстрировать такое отношение на по сути бесправных мигрантах. Ну, а дальше от мигрантов эти идеи переходят на ксенофобию в целом», — объяснил Владимир Мукомель.
Константин Селянин, который помимо экономического образования получил также диплом социального психолога отметил, что для того, чтобы разобраться в причинах «популярности» ксенофобии в Югре, да и России в целом нужно разобраться в механизмах ее формирования.
«Ксенофобия выступает механизмом сплачивания вокруг идеи», — отметил эксперт.
Так, американский психолог турецкого происхождения Музафер Шериф в свое время поставил важный эксперимент, по результатам которого выделил два механизма сплочения: аутгрупповая агрессия и ингрупповой фаворитизм. Группу бойскаутов он разделил на две команды: выдав разные домики, галстуки разных цветов и дав разные названия. И разобщить ребят таким простым способом получилось мгновенно: чуть ли не в первый день эксперимента начались конфликты и драки. Никакие совместные соревнования или просмотры фильмов не помогали справится с «разноцветием». Такой механизм ученый и назвал аутгрупповой аргессией — против чужих.
Чтобы вернуть ребят к «дружбе» пришлось найти им занятия, которые отвечали бы трем критериям: необходимость участия всех «кланов», совместность действий обеих команд и приятность эти действий. Ребята, например, вместе спасали лагерь от проблем с водопроводом, передавая ведра по цепочке. Времени на такое сплочение потребовалось значительно больше, но эксперимент показал себя удачно: ребята по итогу перестали враждовать. Это психолог назвал ингрупповым фаворитизмом.
«Аутгрупповая агрессия — это по сути дружба против чужих. В частности, как показывает реакция, против кавказцев, евреев или мигрантов. К счастью, она быстро проходит, как только проходит и ее источник — пропаганда. Фаворитизм в группе создается намного дольше, но дольше и действует. Много ли вы видели болельщиков „Спартака“, которые переметнулись в „Динамо“? — рассуждает эксперт.
Власти, по мнению Селянина, пошли именно по первому, быстрому пути.
«Рост ксенофобных настроений — это вопиющая пропаганда. Она создает образ врага и постоянно его подогревает. Мигранты постоянно совершают правонарушения, хоть в целом не больше других граждан РФ, высасывают деньги из экономики, хотя и это не так. Ложь, которая постоянно повторяется и в больших объемах, постепенно становится правдой в умах россиян», — отмечает экономист и социальный психолог.
В целом аргументация активно возражающих против национального и религиозного разнообразия проста: русских не осталось, традиции забываются, приезжие (как из-за рубежа, так и других регионов) не уважают наши традиции…
Если вспомнить о мигрантах, то по данным регионального УМВД, их не так и много: «по состоянию на 1 января 2024 года в автономном округе фактически значились состоящими на миграционном учете 40 870 иностранных граждан» (то есть не более 2,5% от общего числа югорчан). За 10 месяцев 2024 года их число уменьшилось на 13%.
По 2022 году можно вычленить более показательный процент. По данным Финэкспертизы, которая ориентируется не только на миграционный учет, но на данные погранслужбы ФСБ, в ХМАО в 2022 году было 153 тысячи иностранцев, то есть около 9%.
Югру, при этом, сложно назвать мононациональным регионом, по крайней мере, с момента начала освоения нефтяных недр округа в 1960х годах. В 1940 году здесь проживали 100 тысяч человек, к 1970му году количество жителей выросло втрое, а к 90 м уже приблизилось к миллиону человек.
Обширной была и география въезжающих. На заработки ехали из ближайших Свердловской, Пермской, Новосибирской, Омской областей, из нефтяных Татарстана и Башкирии, Казахстана, Украины, из Поволожья и с Кавказа.
Нынешняя Югра остается такой же многонациональной здесь проживают русские, украинцы, азербайджанцы, татары, башкиры и так далее и, конечно, по-настоящему коренные жители — ханты, манси, лесные ненцы. Всего, по данным Тюменьстата, в округе проживают представители более 100 национальностей, исповедующих различные религии.
И чиновники это знают: в округе принята госпрограмма по реализации национальной политики и профилактике экстремизма. В соответствии с документом на территории Югры проводятся различные акции, фестивали, семинары, круглые столы, и это далеко не полный перечень. Там же речь идет и об адаптации гостей страны к российским реалиям. Югорские власти считают, что «доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в округе к 2025 году должна превысить 80%».
Рост ксенофобных настроений в Югре, по мнению Владимира Мукомеля, — странная тенденция. В многонациональном регионе работали и работают программы по поддержке межнационального согласия, на это выделялись деньги, да и люди за десятилетия должны были бы привыкнут к национальному многообразию. Ксенофобные настроения, подчеркнул доктор наук, характерны больше для мононациональных регионов.
«Вероятно, причина — изменение информационного пространства. Межнациональное нагнетание отсутствовало там более 10 лет. Риторика больше касалась Запада и Украины», — отметил ученый.
Сейчас, по словам доктора наук, идет переориентация всей миграционной политики в России.
«Русский бренд — это понятие выходит на первый план, и у нас выстраивается на деле иерархия этнических групп. Процесс этот долгий, и давно обсуждается. В проекте Стратегии государственной национальной политики появлялся пункт о государствообразующей роли русского народа, но затем его не утвердили. Однако эта линия проводится, и очень активно поддерживается, в том числе, РПЦ», — пояснил ученый.
Межнациональное напряжение заметно пока, в основном в соцсетях. Очным воплощением оного пока можно назвать работу организации «Русская община». Представители этого сообщества, по собственным заявлениям, участвуют в антимигрантских рейдах вместе с правоохранителями, а также оказывают помощь обратившимся к ним югорчанам, которые пострадали от действий мигрантов (и не только).
В начале октября этого года чеченский уполномоченный по защите прав человека Мансур Солтаев обращал внимание, что ему поступают жалобы от «выходцев с Северного Кавказа» на то, что «активизировались националистические движения и организации». Так, но отметил людей в масках, которые представлялись участниками «Русской общины и требовали предъявить документы в том числе от лиц кавказской внешности или иностранцев.
Действительно, популяризируют русскую культуру общинники не только караваями и кокошниками, но и совместными видео и фотографиями в «а ля» военной форме, масках, бронежилетах и с оружием.
Еще одна организация подобного толка — «Северный человек» — с 14 октября этого года у них появился тг-канал для сургутян. Там, так же, как и в «Русской общине», желающие могут вступить в так называемые ГБР — группу быстрого реагирования.
И если в «Русской общине» выработана строгая система подчинения и, несмотря на грозный вид, участники движения подчеркивают, что действуют исключительно в правовом поле, то реакцию менее подготовленных, но озлобленных югорчан предугадать сложнее.
«Считается, что этот процесс (роста ксенофобии) пока контролируется властями. Как будут власти действовать дальше — сложный вопрос: возможны оба крайних варианта: и поддержка, и запреты. Скорее всего, это будут ситуативные решения», — отмечает доктор наук Владимир Мукомель.
Последствия же роста ксенофобии как таковой — негативные, считает Владимир Мукомель и в данном случае «ничего нельзя исключать».
«Озверение общества никому на пользу не шло. Наше общество в принципе страдает отсутствием доверия, и сейчас это очень заметно. А отсутствие доверия может иметь и экономические последствие. Есть множество исследований, что доверие — это вид капитала, который полезен для экономики», — подчеркнул ученый.
Константин Селянин отметил, что если стихнет антимигрантская и ксенофобная риторика, то, как минимум, и подобные настроения если пройдут, то вернутся к латентной форме.
Однако, если все останется как есть, то ожидать можно чего угодно: за высказываниями могут пойти и конкретные действия.
«Искрой может стать все, что угодно. В Челябинской области к цыганским погромам привело убийство, но таким запалом могут стать и неосторожные высказывания. Тут даже причина не нужна, а просто повод. Если, на дай Бог, прольется кровь, то менжнациональный конфликт может стать затяжным», — считает эксперт.
Сейчас общие настроения сложно назвать спокойными, поэтому рост ксенофобных настроений только подливает масла в огонь, заключает Селянин.
Выводов здесь делать не будем: ксенофобной риторики в общем в открытых источниках хватает. А мы только даем возможность читателям посмотреть на происходящее с другой стороны и применить навыки критического мышления. Конечно, при желании.